Нина Ивановна Шишкина
«Игра и труд». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и труд.
Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека. Общественность в жизни ребенка- это тот коллектив детей, в котором он живёт и развивается. Основной вид его деятельности- это игра. Значительный опыт накапливается ребёнком в игре. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребёнок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет своё имя, каждому действию присущ свой глагол. Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон. Играющий ребёнок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла- человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь- игру в слове. Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.