Елена Мясникова
Консультация для педагогов «Театрализованная игра как средство развития выразительности и интонационности речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра как средство развития выразительности и интонационности речи дошкольников
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Речь должна быть правильной, точной, выразительной, интонационной. Для развития выразительной и интонационной речи дошкольников важную роль играют в детском саду театрализованные игры. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная игра как средство развития выразительности и интонационности речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В настоящее время в педагогической науке и в дошкольных образовательных учреждениях не достаточное внимание уделяется развитию выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника :
-психофизические способности (мимика, пантомимика,
-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память,
-речь (монолог, диалог)
-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.
В играх драматизациях решаются следующие задачи:
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
-формирование норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста :
- у малышей от непроизвольной эмоциональной выразительности речи;
- у детей средней группы к интонационной речевой выразительности речи;
- у детей старшего дошкольного возраста к языковой выразительности речи.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза)средства.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Поэтому работу в этом направлении воспитателям нужно проводить начиная с младших групп.
Она заключается в следующем:
-воспитатели побуждают детей к общению,это игры разные например “Назови мне свое имя”, инсценирование потешек А. Барто и т. д.).
-Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где нужно обратить внимание детей на имитацию голосов животных).
-Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где можно давать понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами и. т. д.).
-Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса,с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию : удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:
-продолжается работа по интонационной выразительности речи например (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лису”и. т. д).
-Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры).
-Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”).
-Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голос»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
-Продолжается развитие монологической и диалогической речи : постановка спектакля «Заюшкина избушка» и т. д.
-Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
-В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.
Таким образом:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).