Анастасия Беляева
Консультация для родителей и педагогов «Игра как средство ознакомления ребенка с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство на протяжении определенного возрастного и временного периода рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.
Для российского дошкольного образования актуальность этой тематики не вызывает сомнения. В играх отражается мир и крик ребенка о помощи. В игре ребенок получает первый опыт постижения свободы. В игре как свободной, добровольной деятельности ребенка, реализуя свою свободу, одновременно берет на себя ответственность за планирование деятельности, ее результаты. По словам Р. М. Чумичевой (4, в игре создается социальное и личностное пространство, где ребенок регулирует взаимоотношения, заключает «договора» на основе правил, приобретает опыт коммуникаций и толерантного отношения друг к другу. Дети, организуясь для развития замысла игры по определенным правилам, учатся проявлять свою свободу, признавать закон, регулирующий жизнь каждого ребенка. Созданные в игре ситуации выбора устремляют ребенка к свободе, действию, чистоте, где он обретает новую культуру.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Игра как средство ознакомления ребенка с окружающим миром“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
В период детства особое место занимают произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, нескладушки, побасенки, потешки и т. п. Соприкосновение с опытом народа посредством слова, знака, образов, ценностей рождает у детей эмоциональное отношение к нему, тем самым изменяя внутренний мир ребенка, его качества личности.
В сказках, потешках детей привлекает самостоятельность, свобода и мужество героев. Фольклор содержит предсказания о поведении и результатах, причинах и следствиях поступков человека, отражает противоречивый мир человеческих отношений, когда герой испытывает два борющихся в нем начала - потребность быть свободным и необходимость быть ответственным за свою жизнь, поступки, за другого.
В раннем детстве игрушка для ребенка является простым предметом, с которым можно манипулировать, выполнять различные действия. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретает для малыша самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.
Особенности процессуальной игры детей раннего возраста и ее отличие от поздних видов игровой деятельности описаны в исследованиях Е. О. Смирновой (3):
- однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними (например, малышка снимает одежду с одной куклы, а укладывает спать в кроватку другую игрушку ит. п.);
- содержанием игровых действий является подражание взрослому – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже не делал вместе с взрослым (например, мама повязывает ребенку салфетку, чтобы он не испачкался, кормит его с ложечки, затем малыш кормит свою любимую игрушку и т. п.);
- материалом для игры служат только реалистические игрушки, отражающие только реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка (например, кукла становится дочкой или сыночком, глубокая тарелка - кастрюлькой и т. п.);
- слабая эмоциональная включенность в игру - ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких –либо ярких эмоций и переживаний (напри-
мер, малыш начинает строить дом, ставит кубик на кубик, вдруг один кубик падает, ребенок бросает строительство и начинает играть с другими предметами и т. п.).
На третьем году жизни игровые действия ребенка усложняются. В этот период усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность малыша в игру. Важным достижением в игре является изменение состава игровых действий, увеличивается их число, развивается вариативность.
Анализ исследований Д. Б. Эльконина (5, посвященный развитию игры и игровых действий ребенка в раннем детстве, показал, что предметы заместители в игре малышей чрезвычайно многофункциональны, Именно в этот период через использование предметов заместителей, называние их в
соответствии с игровым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре подготавливается основа для возрождения ролевой игры.
Представленные авторские игры, помогут родителям и педагогам насладиться общением с малышом.
«Заяц и зайчонок»
Игра развивает представления ребенка о животных и их детенышах.
Для игры вам необходимы: игрушки или картинки с изображением животных и их детенышей.
Возраст малыша: 2- 3 года.
Ход игры:
Перемешайте игрушки или картинки с изображением животных и их детенышей и предложите малышу разобрать их по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисенок?» и т. п. Можно научить ребенка употреблять уменьшительно ласкательную форму существительных.
«Прыг-прыг-прыг»
Игра развивает мелкую моторику пальцев рук, речь.
Для игры вам необходимы: кубики, две матрешки.
Ход игры:
Постройте лесенку из кубиков, у ее основания и наверху поставьте по матрешке. Попросите ребенка помочь матрешке спуститься. Озвучьте, как опускалась матрешка («прыг-прыг-прыг»). Попросите ребенка повторить. Предложите помочь матрешке подняться и т. д. сопровождая действия словами.
«Угадай мелодию»
Игра способствует развитию фонематического слуха ребенка.
Для игры вам необходимо: музыкальные игрушки: барабан, дудка, шарманка и т. д.
Ход игры.
Поочередно показывайте ребенку музыкальные инструменты и спрашивайте их название. Затем игрушки уберите за ширму и поочередно играйте на них.
Задача ребенка угадать, на чем вы играете.
«Улыбающееся личико»
Игра помогает ребенку научиться понимать эмоции людей.
Для игры вам необходимо: книгу или журналы с иллюстрациями.
Ход игры.
Просматривая книги и журналы с иллюстрациями с ребенком, изучайте лица людей. Спрашивайте у ребенка, что выражает то или иное лицо. А потом попросите его показать эти эмоции: радость, грусть, печаль и т. д.