Вера Москалёва
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,
так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог Василий Андреевич Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловечес-кими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой
земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в
этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;
Во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, река, парк, пруд, лесополоса) решаются при этом задачи «физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Так, например экскурсия по родному селу помогает расширить и углубить знания о малой Родине, воспитать уважение к людям труда, приобщить к участию в мероприятиях, проводимых в селе.
Через экскурсии в лес, на луг, водохранилище, поле формируются не только представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости.
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения.
Особое место и значение в системе патриотического образования дошкольников занимают дидактические, сюжетные и театрализованные игры. В процессе игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся во благо Родины.
Любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде, беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли. Занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «речевого развития».
Используя произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н Сладкова, Н. Павловой показываем ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.
Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка в лес» и т. д. при этом решаются задачи «художественно– эстетического развития».
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отноше-ния к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окру-жение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельнос-ти при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными.
Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.
В нашем регионе разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краевед-ческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.
Места богаты историческими памятниками и интересным географическим расположе-нием. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
При ознакомлении дошкольников с природой родного края, перед педагогом стоят следующие задачи:
1. Воспитание интереса к родной природе, эмоционально-положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе родного края;
2. Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее;
3. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его охране.
В работе с детьми дошкольного возраста мы опираемся на общие дидактические принци-пы дошкольной педагогики и применяем разнообразные виды детской деятельности.
Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:
«Экологические центры», в которых представлена справочная литература о природе, подобран дидактический и демонстративный материалы, видео и аудиоматериалы о живой и неживой природе;
мини лаборатория, в которой собраны и представлены природный и бросовый материалы, приборы и оборудования для детского экспериментирования;
костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок.
территория детского сада включает в себя опытно-экспериментальные участки: фито-клумбы, «Веселый огород», цветники, высаженные по периметру разные породы деревьев и кустарников, - все это позволяет знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года;
В нашем детском саду выработана система воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на основе организаций различных тематических экологических акций: Птицам на радость» (конкурс кормушек, «С любовью к России, мы делами добрыми едины» : «День птиц», «День Земли», «Крышка - малышка», «Сад памяти», «Собираем бумагу- бережем лес» и др. дети знакомятся природоохранной деятельностью человека,
получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Вместо ёлки- новогодний букет» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями принимают активное участие в конкурсах поделок, рисунков в защиту хвойных деревьев.
Принимая участие в акции «Чистый дворик», дети вместе с педагогами участвуют в благоустройстве территории детского сада, с целью поддержания чистоты и красоты окружающей среды.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка
к праздникам; участие в экологических акциях; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; совместные посещения музея.
И в заключении мне хочется сказать, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружаю-щем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процес-са нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями и поэтому очень важно привить именно эти непреходящие человеческие ценности. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. И свое выступление мне хочется закончить словами замечательного русского писателя М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».