Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой»

Вера Москалёва
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,

так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог Василий Андреевич Сухомлинский

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловечес-кими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.

Темочки:

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой

земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в

этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;

Во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, река, парк, пруд, лесополоса) решаются при этом задачи «физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Так, например экскурсия по родному селу помогает расширить и углубить знания о малой Родине, воспитать уважение к людям труда, приобщить к участию в мероприятиях, проводимых в селе.

Через экскурсии в лес, на луг, водохранилище, поле формируются не только представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости.

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения.

Особое место и значение в системе патриотического образования дошкольников занимают дидактические, сюжетные и театрализованные игры. В процессе игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся во благо Родины.

Любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде, беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли. Занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «речевого развития».

Используя произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н Сладкова, Н. Павловой показываем ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка в лес» и т. д. при этом решаются задачи «художественно– эстетического развития».

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отноше-ния к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окру-жение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельнос-ти при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными.

Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.

В нашем регионе разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краевед-ческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

Места богаты историческими памятниками и интересным географическим расположе-нием. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

При ознакомлении дошкольников с природой родного края, перед педагогом стоят следующие задачи:

1. Воспитание интереса к родной природе, эмоционально-положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе родного края;

2. Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее;

3. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его охране.

В работе с детьми дошкольного возраста мы опираемся на общие дидактические принци-пы дошкольной педагогики и применяем разнообразные виды детской деятельности.

Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

«Экологические центры», в которых представлена справочная литература о природе, подобран дидактический и демонстративный материалы, видео и аудиоматериалы о живой и неживой природе;

мини лаборатория, в которой собраны и представлены природный и бросовый материалы, приборы и оборудования для детского экспериментирования;

костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок.

территория детского сада включает в себя опытно-экспериментальные участки: фито-клумбы, «Веселый огород», цветники, высаженные по периметру разные породы деревьев и кустарников, - все это позволяет знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года;

В нашем детском саду выработана система воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на основе организаций различных тематических экологических акций: Птицам на радость» (конкурс кормушек, «С любовью к России, мы делами добрыми едины» : «День птиц», «День Земли», «Крышка - малышка», «Сад памяти», «Собираем бумагу- бережем лес» и др. дети знакомятся природоохранной деятельностью человека,

получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Вместо ёлки- новогодний букет» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями принимают активное участие в конкурсах поделок, рисунков в защиту хвойных деревьев.

Принимая участие в акции «Чистый дворик», дети вместе с педагогами участвуют в благоустройстве территории детского сада, с целью поддержания чистоты и красоты окружающей среды.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка

к праздникам; участие в экологических акциях; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; совместные посещения музея.

И в заключении мне хочется сказать, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружаю-щем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процес-са нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями и поэтому очень важно привить именно эти непреходящие человеческие ценности. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. И свое выступление мне хочется закончить словами замечательного русского писателя М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой»
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 09:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Москалёва (УИ 282967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД