Екатерина Тимченко
Консультация для педагогов ДОУ «Этика профессионального поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Педагогическая справедливость Педагогический такт Этика профессионального поведения педагога
Слайд 2
Педагогическая этика - это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения.
Слайд 3
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч. deon -долг и logos -учение, этика (от греч. ethos -нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Этика профессионального поведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Слайд 4
Требования педагогической этики : Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником. Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся ; Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи ; Облик самого учителя, внешний вид, сама обстановка в группе.
Слайд 5
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия: профессиональный педагогический долг; педагогическая справедливость; педагогическая честь; педагогический авторитет; педагогическое сознание.
Слайд 6
Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Слайд 7
Педагогическая честь это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Слайд 8
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Педагогическое сознание.
Слайд 9
Педагогический авторитет –это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег; это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Слайд 10
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу. Педагогическая справедливость
Слайд 11
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом (словарь С. И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных, не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию (педагогический энциклопедический словарь под ред. Б. М. Бим- Бада). Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт
Слайд 12
Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении : к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Слайд 13
Некоторые качества педагога Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины
Слайд 14
Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Выделим основные составляющие имиджа воспитателя : визуальная привлекательность; вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; обаяние.
Слайд 15
В ДОУ существуют следующие правила: Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными. Макияж должен быть сдержанным. Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными. Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается. Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников ДОУ. В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями (в целях безопасности). Спортивная форма используется воспитателями только при проведении занятий по физической культуре и утренней гимнастики.
Слайд 16
Модель активного взаимодействия («Союз») Благоприятная модель общения
Слайд 18
Заповеди педагогического общения Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе воспитателя в группу говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
Слайд 18
Взаимоотношения с родителями Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка. Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.
Слайд 19
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны: начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
Слайд 20
Правила разрешения конфликтов: Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка! Попытаться понять мотивы поведения воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. Своим поведением повлиять на воспитанника. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность педагога сосредоточиться, изучить его состояние.
Слайд 21
Заключение. «Пойми ребенка»- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.