Марина Маханькова
«Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Консультация для педагогов
"В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли"
А. П. Чехов
Двухлетние дети - очаровательные существа. Главной фигурой в жизни детей этого возраста продолжает оставаться взрослый, ибо ребёнок практически во всём ещё зависит от него. Без помощи взрослого ребёнок ещё не может справиться со многими бытовыми проблемами.
Публикация «„Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Двухлетний человек преисполнен энергии, но плохо понимает, к чему её приложить. Только взрослый может направить её в такое русло, где она принесёт радость ребёнку и окажется полезной для его дальнейшего развития, не осложнив при этом жизнь окружающих.
Воспитательные воздействия педагогов и родителей на
малышей должны быть едиными постоянными, последовательными.
Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребёнка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на её основе, чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры, и если активизируется деятельность детей, их познавательные интересы, не навязчиво, но целенаправленно. Воспитатель помогает строить правильные взаимоотношения друг с другом. Понятие «культура поведения для школьника» можно определить как совокупность для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и, в свою очередь, подкрепляет их. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки.
В этом возрасте необходимо формировать поведение, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом, в группе разговаривать спокойно, тихо вести себя в спальне. Слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования. С помощью взрослого приводить в порядок одежду, прическу.
В режимных процессах, связанных со сном и прогулкой, приучать к определенной последовательности и аккуратно складывать одежду, ставить обувь на место. Учить бережно относится к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.
Содействовать выработке навыка регулировать собственные физиологические оправления. Учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их назначением. Воспитывать умение ждать, если взрослый занят; формировать навык здороваться, прощаться, благодарить.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за работу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым - всё основополагающие программные направления педагогической работы воспитания детей этой группы.
Формирование нравственных качеств - важный и сложный компонент воспитания культуры поведения.
Программой детского сада предусмотрено формирование различных культурно - гигиенических навыков, которыми должны овладеть дети. Гигиеническое воспитание ребёнка осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Перед педагогами стоит большая задача - помочь родителям правильно воспитывать детей. С этой целью необходимо систематически проводить санитарно - просветительную работу среди родителей и разрешить ряд задач:
1. Разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении;
2. Обучение приёмам правильного ухода за ребёнком;
3. Ознакомление с основами рационального питания детей;
4. С мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и других заболеваний, а также с методикой закрепления гигиенических навыков.
"Всякое искусство, и искусство воспитания тоже,
имеет целью восполнить то, чего не достает от природы. "
Аристотель
Гигиенические основы воспитания детей.
Цель гигиенического воспитания - дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Соблюдение правил личной гигиены, систематическая утренняя гимнастика и закаливание являются хорошей основой для полноценного здоровья.
Помещение, где находится ребенок, достаточно и своевременно проветривать, постоянную температуру воздуха. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов. Постоянное повторение одних и тех же процессов (умывание, кормление, сон и т. д., совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения - все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных воздействиях у детей легко формируются культурно-гигиенические навыки.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить Оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребенок уже чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.
3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребенок находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, Т. е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.
4. Методика или приемы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания - от младшей к старшей возрастной группе.
5. Действие педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в дошкольном учреждении и дома должны быть согласованными.
6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков : почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице и др.
Какие средства гигиенического воспитания дошкольников следует использовать в дошкольном учреждении.
1. Условия, способствующие усвоению и закреплению навыков; дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены, постельными принадлежностями и полотенцами (при обязательной смене их не реже одного раза в неделю); мебель, умывальники должны соответствовать росту детей.
2. Наглядность в обучении: предметы, картинки, игрушки, книги, наборы открыток, кинофильмы и др.
В соответствии с гигиеническими требованиями на занятиях дети должны получать определенный объем знаний, у них формируются необходимые свойства характера и нормы поведения. Гигиенические сведения дети должны получать на занятиях по родному языку, рисованию, ознакомлению с природой, при чтении книг, рассматривании картинок и др.
Эффективным средством обучения гигиеническим навыкам является игра. В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но для этого воспитатели должны следить за содержанием игры, включая в нее элементы гигиенических знаний.
Например, в игре «Дочки-матери» должно быть усвоено большое число конкретных навыков : обязательное мытье рук перед едой; опрятно раздеваться и одеваться; уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; положить на место книги, игрушки и др. Важно помнить, что формировать тот или иной навык надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью ребенка, привычкой поведения.
Уже в раннем возрасте ребенок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что его окружает. Чтобы вести серьезную воспитательную работу с помощью игрушки, необходимо, чтобы каждая игрушка имела свое место в группе - это поможет формировать у ребенка такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность, эстетический вкус.
Проявление любви к игрушкам, забота о них - это первые ростки ценных качеств характера. Серьезное отношение взрослых к игрушке, как к живому другу детей - залог успеха в воспитании умения дружить, формирование таких качеств - как доброта и сочувствие.
Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, наша задача научить его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим человеком среди людей.