Лариса Рыжова
Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДО
Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова; педагогов Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и других.
Художественно-творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им разных видов деятельности. Исследователи подчёркивают необходимость решения проблемы развития художественно-творческих способностей начинать с дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов ДО „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особая роль в этом процессе принадлежит музыке. «Музыка нашей природе ближе всего». (П. Донов) И потому она оказывает огромное эмоциональное воздействие на организм человека, и прежде всего – ребёнка, в жизни которого эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. Музыка активно способствует развитию воображения – процесса, который лежит в основе любого вида творчества. Очевиден творческий характер различных видов музыкальной деятельности. Исследователи отмечают музыкально-игровую деятельность как наиболее благоприятное средство для развития художественно-творческих способностей.
Игровая деятельность служит средством, помогающим наладить контакт с ребёнком и понять особенности его мышления. Игра – это процесс становления и развития личностных качеств каждого ребёнка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей, коммуникативных навыков. Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогощающее влияние: музыкальные образы делают игру ярче и занимательнее, а игра способствует полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых ещё не имеет достаточной опоры в прошлом опыте детей. Благодаря музыкальной игре обогащается опыт эмоциональных переживаний ребёнка. Она позволяет развивать все без исключения сферы личности: когнитивную, волевую, эмоциональную, творческую, коммуникативную.
В ходе музыкально-игровой деятельности происходит развитие личности ребёнка, в частности художественно-творческих способностей.
Исследования учёных Н. А. Ветлугиной, Б. М. Теплова, К. В. Тарасовой определили психолого-педагогические подходы, разработали методику формирования художественно-творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Вопросами воспитания детей средствами музыкально-игровой деятельности занимались Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, А. Н. Зимина, Е. В. Горшкова и другие.
Музыкально-игровая деятельность интегративна по своей природе и играет важную роль для старших дошкольников в период интенсивного развития воображения, фантазии, образного мышления.
Музыкальное творчество тесно связано со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями, песенным, танцевальным, инструментальным творчеством. Как считает Н. А. Ветлугина: «Решение сенсорных задач возможно почти во всех видах музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определённых сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать, учиться контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».
Назначение музыкальных игр состоит в том, чтобы научить ребёнка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых объектов. Классификацию музыкальных игр предложила Н. А. Ветлугина. Она охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые способствуют формированию целостного гармоничного представления о мире. Это доказательство больших педагогических возможностей музыкально-игровых методик. Фактически они дают ребёнку ключ к восприятию, к постижению образного мира, что является важной предпосылкой формирования развитого во всех отношениях человека.
«Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения» - такое определение даёт Л. Ф. Обухова. Этот период парадоксов и противоречий, без которых не возможен процесс развития. Большинство психологов считает возможным говорить о творчестве, когда ребёнок хотя бы элементарно выходит за границы прошлого опыта при решении проблем, за пределы того, что диктуется условиями конкретной задачи. Показатель его развития – любое самостоятельное расширение собственных возможностей в освоении мира. Его основаниями являются два преимущества детства: во-первых, незнание, дилетантство в культуре, позволяющее видеть мир, давно привычный взрослому, другими глазами; во-вторых, яркость, полнота и свежесть, удивительная целостность нового взгляда, миропонимания ребёнка без привычных стереотипов мышления и чувствования.
Музыкальная игра, как никакой другой вид деятельности, подходит для органичного выражения ребёнком мироощущения, интегрируя разнообразные виды музыкальной деятельности. Музыкальное творчество может проявляться в индивидуальном пластическом воплощении музыкальных образов, сочинение детьми несложных песенок, попевок, музыкальных пьес в исполнении на детских музыкальных инструментах, этюдов, танцев т. д.
Музыкально-игровая деятельность привлекательна для дошкольников, она способствует развитию инициативы и самостоятельности: они по-своему изображают персонажей игр, танцуют, поют, запоминают последовательность действий и движений. Эта деятельность объединяет два важнейших средства воспитания – музыкальное искусство и игру, которые, дополняя друг друга, гармоничнее развивают личность ребёнка, его художественно-творческие способности.
Творческая активность детей в игровой деятельности во многом зависит от организации обучения музыкально-игровым движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно учить воплощать характеры, образы музыки в движениях. В основе этого лежит овладение обобщёнными способами музыкальной деятельности, необходимыми для творческих проявлений. Ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нём. Необходимо воспитывать у дошкольников творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений.
Музыкальная игра, как одна из форм музыкальной деятельности, является средством развития художественно-творческих способностей ребёнка. Сочетая возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы, - она обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Задача художественно-творческого развития заключается в том, чтобы гармонировать отношения ребёнка с окружающим миром. Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, - осуществляется в образных движениях. Она имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания.
Музыкальная игра – это выполнение заданий, направленных на развитие музыкальных способностей и восприятия, совершенствования движений. А. В. Кенеман указывала, что тематика и содержание игр связаны с планом всей воспитательной работы, отражают знакомую детям действительность и являются средством воспитания творческих способностей.
Каждая игра имеет чёткую педагогическую направленность, служит средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит ребёнка воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности.
Музыкальная игра – путь раскрытия образа через действие: внимание детей направляется на содержание произведения, его характер и на средства выразительности.
Музыкально-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной природе: образы ребёнок строит действенно, «при посредстве собственного тела».
Развитие образно-пластического творчества происходит на основе обучения языку выразительных движений. Дети открывают для себя, что движения, жесты и то, как они выполняются, имеют смысловую содержательность: с их помощью – без слов – можно выразить настроение, например, отношение к другому человеку, можно рассказать истории о разных героях и событиях. Осмысление ребёнком движений, стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивает у него артистичность, пластичную выразительность (исполнительское творчество, способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведёт к «сочинительскому» творчеству).
Немаловажное значение имеют игровые ситуации, в которых дети исполняют песни, что расширяет круг музыкальной деятельности дошкольников, ибо по сравнению с играми под инструментальную музыку такие игры легче входят в детский быт. Большое влияние на художественно-творческое развитие детей оказывают фольклорные песни-игры, которые необходимо использовать в практике работы музыкального руководителя.
Одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, а также важным педагогическим условием успешного развития художественно-творческих способностей является среда. Предметно-пространственная среда включает материалы, необходимые для свободной детской деятельности. Ребёнок имеет возможность выбирать пособия, игрушки, отвечающие его потребностям и интересам. Это стимулирует появление новых замыслов, способствует закреплению знаний, умений.
Если жизненный опыт ребёнка постепенно обогащается, проявляется самостоятельность, то происходит полноценное развитие способностей в музыкально-игровой деятельности. Это проявляется в умении свободно импровизировать, создавать художественный образ, быстро адаптироваться в новой игровой ситуации, находить нестандартные решения в процессе восприятия и воспроизведения музыки и предлагать варианты развития сюжета.
Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов). Его отличает яркий и подвижный эмоциональный характер, подчас преобладающий над рациональными моментами. Элемент творчества в качестве ведущего содержат все основные виды деятельности ребёнка – игровая, художественная, конструктивная. Поэтому разумно организацию обучения и воспитания начинать не с передачи готовых знаний, умений, навыков, а с создания условий для развития способностей, т. е. с постановки проблем и задач, в процессе решения которых эти способности формируются, а знания, умения и навыки – усваиваются. Ещё Л. С. Выготский утверждал, что следует «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они ещё «не созрели» для самостоятельного функционирования.
По мнению К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой, такими условиями являются:
1. Изменение роли ребёнка. Он становится активным участником процесса познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы, потребности, реализовывать потенциал. При выполнении творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие детей и педагогов, которые предполагают его осознание как сотворчество.
2. Комфортная психологическая обстановка. Создание такой обстановки предполагает поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, веру в свои силы и возможности, безусловное приятие каждого ребёнка, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.
3. Корректная педагогическая помощь ребёнку. Включает ненавязчивую, доброжелательную помощь со стороны взрослых (а не подсказку). Не надо делать или думать за ребёнка, это он может сделать и додуматься сам.
4. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы с детьми зависит от целей выполнения творческого задания и уровня его сложности. Предпочтение отдаётся коллективной и групповой формам, т. к. совместный поиск позволяет объединить все знания и умения нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в создании нового.
5. Создание ситуации успеха. При выполнении заданий творческого характера оценивается только успех. В каждом ребёнке видеть индивидуальность.
6. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но выполнимые задачи, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
7. Разнообразие специальных заданий по содержанию, формам и степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных заданий содержит богатые и развивающие возможности, обеспечивает работу педагога в зоне ближайшего развития каждого из детей.
8. Последовательность и системность в развитии творческих способностей. Эпизодичный характер использования упражнений и заданий не приносит желаемый результат даже может дать обратный эффект. Основной путь развития заключается в создании взрослыми доступных проблемных ситуаций, в постановке творческих задач, так и в формировании общей эвристической структуры опыта ребёнка и его способов деятельности. Всё это благоприятно влияет на самостоятельный поиск и выделение дошкольником проблемных ситуаций и задач.
Примерный перечень игровых ситуаций для детей старшего дошкольного возраста
[/h3]
«Алёнушка и лиса» РИС
Музыкальный материал: обраб. РНП Т. Надолинской «Вступление», «Как пошли наши подружки», «Алёнушка зовёт подруг», «Волк», «Медведь», «Лиса», «Земляничка-ягодка».
«Винни-Пух и Пятачок в музыкальном магазине»
Музыкальный материал: В. Дементьева «Необычный концерт», Е. Тимчеева «Труба».
«Знайка и Незнайка в музыкальном театре»
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков» («Детский альбом», П. И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)
«Что узнала Белоснежка о ритме?»
Музыкальный материал: попевка «Колокольчики», Е. Тимчеева «Кулачки и ладошки».
«Встреча с Весной-красой»
Музыкальный материал: заклички «Весна-красна», «Весна, весна», «Жаворонушки, прилетайте-ка», «Донская хороводная», РИП «Возле речки, возле моста».
«В стране литературных героев»
Музыкальный материал: В. Андреев «Ёжик», М. Петухова «Путешественник», «В море зелёном».
Игровая ситуация «В стране литературных героев»
Задачи: совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. Поддерживать их желание участвовать в произведениях и развлечениях, используя умения и навыки, приобретаемые на занятиях и в самостоятельной деятельности; создавать развивающую среду (атрибуты, костюмы, дидактический материал).
Оборудование: детали костюмов Буратино (колпак, нос, Пьеро (рубашка с длинными рукавами, шапочка, Мальвины (парик).
Музыкальный материал: В. Андреева «Ёжик», М. Петухова «Путешественник», «В море зелёном».
Ход занятия:
Педагог: Дети! К нам сегодня в гости пришли ваши любимые герои – Буратино, Пьеро и Мальвина.
В зал входят герои.
Мальвина: Я хочу провести с вами занятие.
Буратино: А я хочу с вами поиграть.
Пьеро: Ребята, можно отправиться с вами в путешествие?
Педагог: Дети, как нам быть? Как сделать, чтобы все остались довольны? Давайте отправимся в воображаемое путешествие. А помогут нам в этом песни, которые мы разучили. Представим себе самый летний день. Летом зелёная трава, зелёная листва… Кажется, что вокруг зелёное море.
Мальвина: Вы знаете песню про лето, про море?
Дети исполняют песню «В море зелёном».
Пьеро: А я знаю стихи о мышонке, которого звали Тарасик. Он очень любил море и мечтал отправиться в морское путешествие.
Педагог: Пьеро, наши дети знают такую песню. Она называется «Путешественник». Ребята, давайте исполним эту песню для нашего друга.
Дети исполняют песню «Путешественник».
Буратино: Я бы не оправился в морское путешествие. Это очень опасно. Лучше пойти в лес!
Пьеро: Я тоже люблю бродить по лесу!
Мальвина: Вы знаете, какие зверушки живут в лесу?
Дети отвечают.
Педагог: Вот видишь, Мальвина, наши ребята знают, кто живёт в лесу. А ещё знают песенку про лесного жителя. Хочешь послушать?
Дети исполняют песню «Ёжик».
Педагог: Хорошее у нас музыкальное путешествие получилось! (обращается к гостям) А вам, друзья, понравились наши песни? Приходите ещё к нам в гости!
Рекомендуемая литература:
1.Н. А. Ветлугина «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». М. : «Просвещение», 1983г.
2. Л. С. Выготский «Психология развития ребёнка». М. : «ЭКСМО», 2006г.
3. А. В. Кенеман «Музыкальная игра как одно их средств музыкального воспитания в советском детском саду». М. : «Просвещение», 1955г.
4. Л. Ф. Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы». М. : «Тривола», 1988г.
5. Е. И. Рогов «Общая психология: курс лекций». М. : «Владос», 2007г.