Надежда Чезрякова
Консультация для педагогов «Что такое мнемотехника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое мнемотехника?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, увидев эффективность наглядного материала, но совершенствуя их по-своему, в течение пяти лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения
словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.
Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.
Это что? (вопрос)
Какого цвета фрукт? (Цвета)
Круг, овал. (Какой он формы)
Большой круг, маленький круг. (Какого он размера)
Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу)
Дерево, грядка. (Где фрукт вырос)
Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта)
ЯБЛОКО — это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенья и соки.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:
для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;
для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;
для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.
Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.
Мнемотаблицы-схемы используются :
при заучивании стихов,
при пересказах художественной литературы,
при обучении составлению рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
для обогащения словарного запаса.
Я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах.
С помощью мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы.
С городами Брянской области.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем — коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который помогает ребенку выбирать, находить наиболее хорошие, удачные решения, оформлять их в единое произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Для изготовления этих картинок не требуются особые способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.
Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:
-раздаточный материал;
-выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Таким образом, с помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания;
появляется желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты;
игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детях уверенность в успех;
словарный запас выходит на более высокий уровень.
Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.