Елена Агеева
Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое лэпбук?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.
Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.
Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:
• выбор темы;
• определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
• проработка макета книги;
• изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука.
Как сделать лэпбук
Лэпбуки похожи на альбомы в технике скрапбукинг, которые давно стали популярны. Можно вдохновиться идеями для создания лэпбука, просматривая такие альбомы.
Для создания лэпбука понадобится :
• основа (папка, листы бумаги, альбом);
• ножницы;
• клей;
• цветная бумага и картон;
• скотч, ленточки и т. д.
Лэпбук можно сделать в форме книги, шкафчика, сундучка, домика. Его особая «изюминка» — множество кармашков с дидактическим материалом. В такие кармашки складываются предметные картинки, карточки с заданиями к игре и т. п.
Больше всего детям нравятся «потайные» места в лэпбуке. Это закрытые двери или створки на окнах, открыв которые увидишь рисунок или схему. Двери можно сделать на замочке, зашнуровать их или вшить «молнию». «Лэпбук» может содержать подвижные элементы: стрелочки, бусинки на ниточках, съемные детали на кнопочках и т. д.
Работа над созданием лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого развиваются его творческие способности, и у ребенка поддерживается интерес к обучению.
Лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний.
Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
В чем же преимущество обучения с лэпбуком?
• Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению;
• во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь;
• в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию;
• в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление;
• в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания.
В заключении хочется отметить, что лэпбук — это не просто метод, который помогает закрепить и систематизировать полученные детьми знания, это- полет фантазии тандема «взрослый-ребенок», который может дать непредсказуемые результаты; это возможность посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Наша задача лишь придавать ребятам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.