Татьяна Безменова
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу хорошо известно, что предметный мир, окружающий ребёнка, должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разнообразной деятельности, среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, помогать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое „Уголок уединения“ и зачем он нужен ребёнку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Для решения всех этих задач в детском саду, в каждой группе, организованы специальные зоны, так называемые, уголки, каждый из которых выполняет свою функцию. Одним из важных и нужных уголков, на мой взгляд, является «Уголок уединения». Что же это за уголок такой и должен ли он присутствовать в группе детского сада, ведь раньше, всего лишь несколько лет назад, вполне обходились и без него? С чем связано это нововведение? С введением ФГОС или обусловлено жизненной необходимостью? Если с другими зонами всё понятно, то с уголком уединения не всё так ясно, здесь много вопросов. Некоторые педагоги убеждены, что в группе такой уголок совершенно не обязателен, он только занимает место, а детям, особенно стеснительным и замкнутым, и вообще он не нужен, ведь такие дети, якобы, ещё больше отстраняются от коллектива, ограничивают себя от других детей, а ведь таким ребятам, как никому больше, нужно общение. А порой педагогу элементарно не видно, что в этом уголке ребёнок делает. Давайте попробуем разобраться.
Многие дети, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, испытывают стресс, связанный с расставанием с родителями. Именно уединённое место в группе поможет ребёнку отвлечься. Многие возразят – лучше ребёнка обнять, приласкать, взять на руки. Да, всё верно, такой контакт необходим и обязательно должен иметь место. Но не все дети сразу идут на такой контакт с педагогом, стараются отделиться, отстраниться, им хочется найти такое местечко в группе, где хоть что-то напоминало бы о родителях, о домашней обстановке, да и просто побыть одному, чтобы никто «не приставал». Уголок уединения призван помочь ребёнку отвлечься от событий, связанных со стрессом, расслабиться, справиться с неприятными эмоциями, он помогает ребёнку почувствовать себя в полной безопасности.
А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть «Уголок уединения», и что в нём должно находиться. Мы знаем, что данный уголок должен быть мобильным, лёгкой конструкции, небольшого размера, но всё-таки вместительным, больше напоминающий маленький домик со всеми необходимыми предметами. Цвета, используемые для оформления уголка, не должны быть кричащими, вызывающими, лучше брать ткань спокойных, пастельных оттенков, и хорошо, когда цветовая гамма уголка вписывается в интерьер группы. Замечательно, если есть возможность разместить в этом месте картину с сюжетом из знакомой детям сказки.
Каждый педагог, конечно, исходя из своих возможностей, вправе решать данный вопрос по- своему. Кто-то делает уголок в виде шатра, кто-то использует готовую палатку, кто-то в виде перегородки. Расскажу о своём опыте.
Я сделала уголок в виде передвижной ширмы. Конструкция мобильная, легко передвигается, выполнена из алюминия – для этого использовала старую душевую кабину, которая пришла в негодность, а вот каркас как раз пригодился для обустройства уголка. В случае необходимости такую ширму можно использовать и для кукольного театра. К конструкции легко крепится ткань, для уголка я выбрала прозрачную органзу (типа тюли) светло сиреневого и жёлтого цвета (старалась сочетать с цветовой гаммой группы)Ширму разместила в тихом, спокойном месте группы на фоне стены, где нарисован эпизод из сказки «Теремок».
Теперь расскажу о наполнении нашего уголка. На полу лежит небольшой мягкий коврик, на котором можно посидеть или полежать. Есть в уголке маленький столик со стульчиком. На столике разместилась коробочка, которую я назвала «Коробка радости», в неё я положила всякие «приятные» мелочи: мелкие игрушки, деревянные и бумажные фигурки животных, зеркальце, в которое можно посмотреть, рассмотреть самого себя, немного отвлечься от неприятных мыслей. Также в «Коробке радости» лежат маленькие книжечки, раскраски, карандаши, пазлы, пластилин, различные шнуровки, куклы бибабо, несколько видов калейдоскопов, находящиеся в них переливающиеся камешки просто завораживают детей, тем самым помогают успокоиться и отвлечься.
Есть у нас в уголке небольшая шкатулка с яркими разноцветными клубочками, процесс сматывания и разматывания ниток тоже помогает ребёнку успокоиться, отвлечься от негативных эмоций. Необходимо, на мой взгляд, положить в уголок уединения альбом с фотографиями, на которых изображены люди, к которым ребёнок испытывает тёплые, нежные чувства.
Ещё в уголок я положила игрушечный телефон, по которому можно в любое время «позвонить» папе или маме. Рядом с «Коробкой радости» расположился «Стаканчик эмоций» с изображением различных человеческих чувств: радость, удовольствие, печаль, страх и т. п. Есть «Солнечный стаканчик», в нём стоят «солнышки» на палочках, взяв такое солнышко, у ребёнка сразу появляется улыбка на лице. Для того, чтобы ребёнок мог выплеснуть свои негативные эмоции, при этом, не мешая другим детям и не создавая шума, в уголке есть «Кружка-кричалка».
Ещё есть у нас в уголке большая тряпичная кукла, мы её называем «Подружка –обнимушка» (не подушка) Заметила, что большинство детей-новичков с большей охотой делятся своим плохим настроением (и не только плохим настроением) не с детьми группы, а именно с этой куклой.
Обязательный атрибут уголка уединения –мягкие подушки, на которых можно полежать, помечтать, расслабиться. К изготовлению подушек можно привлечь родителей, которые, я уверена, не откажут в помощи. Я делала подушки сама, так как этот процесс, процесс изготовления, доставляет мне огромное удовольствие. Несколько подушек сделала в виде животных, а несколько просто с интересной аппликацией. Получилось очень мило и забавно.
Ещё в уголке уединения обязательно должны быть мягкие игрушки, которые необходимо периодически менять. Здесь предпочтение, на мой взгляд, лучше отдать небольшим игрушкам.
На видном месте у нас в уголке лежит «Шляпа фантазёра». Надев эту шляпу, и закрыв глаза, ребёнок может оказаться далеко от детского сада, рядом с мамой или папой, просто помечтать и пофантазировать, забыть все свои неприятности.
Наполнение «Уголка уединения» может быть различным, каждый педагог по-своему подходит к этому вопросу, исходя из своей фантазии и своего понимания предназначения этого места, но важно помнить, что «Уголок уединения» призван помочь ребёнку справиться со стрессом, негативными эмоциями, это то место, где ребёнок может расслабиться, отвлечься от всего неприятного. Уголок обязательно должен быть уютным и хоть немного напоминать детям о домашней обстановке.