Наталия Смирнова
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон»
▼ Скачать + Заказать документы
«Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер.»
А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже бывает разный : приятный летний ветерок- это одно; а швальный осенний ветер, гнущий деревья к земле- это совсем другое.
Сегодня я расскажу, как делались фоны для Ситцевой Страны и других наших работ, а в конце своего рассказа я, как всегда, дам несколько советов.
Как я уже писала, во второй младшей группе было у нас 2 масштабные работы: «Салют победы» и «Луг».
Публикация «„А небо над Ситцевой Страной такое разное“, Консультация для педагогов, Часть 3 „Как сделать фон“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
К моему огромному сожалению, фотографий как делали фон для «Салюта» у меня нет. Все-таки делали первый раз и сфотографировать я как-то просто не догадалась.
Перед работами я всегда провожу с детьми беседы, что бы они поняли, что мы будем делать, какое событие отображаем.
Вот и тогда стали рисовать ночное небо («Черный квадрат» Малевича мне помянул каждый сотрудник, который к нам заглянул). Да вот только «квадрат» тогда получился совсем не черным). На фотографии, где дети только начали наклеивать искорки салюта это прекрасно видно.
Широкими кистями ватман был раскрашен черной и фиолетовой краской, а поверх высохнувшего слоя сделан набрызг серой краской (набрызг делала я). Заявляю совершенно ответственно: 3-х летние дети справились! И грязи в группе не было, и дети были чистые. Единственно в этой работе я застелила столы не клеенкой, а газетами, что бы сразу выбросить. Это было начало.
Приблизительно через месяц после «Салюта» мы делали «Луг». Тут, делая фон, я еще преследовала цель наглядно показать детям, как смешиваются границы не высохшей краски на листе, какой цвет получится при смешивании.
Вооруженные широкими кистями и банками с гуашью, дети были подпущены к «фронту работы» сразу с четырех сторон (краска у всех была разная, но создающая нужную цветовую гамму).
Первая работа в средней группе «Осенняя Москва». Работа, которую я, несмотря не ее привлекательность, считаю неудачной, но об неудачах расскажу отдельно.
Так вот, в «Осенней Москве» фон хоть и делался так же примитивно, но мы уже совершенно сознательно поверх готового фона рисовали солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи. Желтой краской, широкой кистью, чуть задевая лист, резким взмахом от верхнего угла по диагонали к нижнему (нужный взмах тренировали сухой кистью, во избежание так сказать).
Росли дети, сложнее становились работы, сложнее становились и техники для использования фонов.
Следующий фон мы делали уже для Ситцевой страны, а именно для «Снегирево». У меня в блоге есть конспект занятия «Волшебная метель», там подробно показано, как такой фон сделать.
Делается он совсем не сложно. На лист бумаги наносятся мазки краски разных цветов. Затем берем широкую кисть, смачиваем ее водой, обмакиваем в белую краску и начинаем круговыми движениями закрашивать лист поверх цветных мазков. Если делать такой фон на акварельном листе, можно использовать широкие кисточки для рисования, а вот для ватмана мы брали плоскую малярную кисть. Сейчас мои ребята уже большие и делают такой фон вместо большой кисти обыкновенной поролоновой губкой для мытья посуды (малыши работая губкой сильно испачкаются, для них кисть предпочтительней). В этом году такой же техникой был сделан фон для Новогодней Ситцевой страны.
Во всех выше перечисленных работах фон сделан гуашью, что бы гуашь не размазывалась после высыхания, в краску можно добавить немного ПВА и хорошо перемешать. А можно просто уже готовый высохший фон сбрызнуть лаком для волос.
Делая «Лукошкино» мы первый раз попробовали делать фон гофрированной бумагой.
Просматривая публикации на сайте, я не раз обращала внимание на очень красивые работы, где сочетались техники пластилинографии и рисованием мокрой гофрированной бумагой. Попробовала делать сама. Работа получилась очень красивая, но… для занятий с детьми такая техника не подходила (это на мой взгляд т. к. я сторонник максимальной самостоятельности детей).
И вот на масштабной работе было решено сделать фон «по мотивам» этой техники.
Дети порвали гофрированную бумагу нужных тонов на достаточно мелкие куски, разложили на листе ватмана и обильно смочили поверх цветных кусочков водой. Краска с гофрированной бумаги потекла. Снимаю мокрую бумагу с ватмана всегда я, надев перчатки- пачкается очень сильно, отмывается очень плохо.
Этот способ создания фонов стал у нас любимым. Теперь мы достигли в этой технике такого совершенства, что можем с помощью нее сделать любой тематический фон: хотите-пожар, хотите-дождь, хотите-радугу…
Эта техника подходит для создания ярких, летних, «лубочных» фонов и «космических пейзажей».
И, в заключении, несколько советов.
- прежде, чем делать фон решите, что вы хотите увидеть. Именно «какого цвета ветер, какого цвета вечер». Какое время года на вашей работе (так техника «волшебной метели» для летних работ подходит, если только вы решили изобразить торнадо или другое какое стихийное бедствие)
- учитывайте масштаб работы. Многие техники хорошо смотрятся на формате А4-А3, но совершенно теряются на ватмане. (Такую ошибку мы сначала допустили в Лукошкино, решив делать фон подкрашенной водой. На маленьких листах получалась прозрачная весенняя красота, а на большом все потерялось).
- никогда не расстраивайтесь если вдруг в работе из-за несовершенства фона вдруг резко сменилась «погода», а то и «время года» (в том же Лукошкино по задумке должна быть ранняя весна, а получилось лето). Быстренько доделайте с детьми недостающих, в связи с новыми обстоятельствами, деталей и работа получится чудесная.
- для больших работ и «инструменты» должны быть большие. Маленькой кисточкой ребенок ватман не закрасит. Так что запаситесь с хозяйственном широкими малярными кистями, валиками для краски и резиновыми перчатками для себя.
- давайте детям больше самостоятельности. Если что пойдет не так, фон поправить легко. А если и не поправится- прикрыть каким-нибудь элементом работы.
Скажи, скажи художник, какого цвета дождик
И утреннего солнца апельсин
Возьмём из доброй сказки все солнечные краски
И нарисуем тысячи картин.
Благодарю всех за внимание. В следующий раз мы поговорим о том, какие деревья растут в Ситцевой Стране.