Марина Оюн
Консультация для педагогов «Игра — это искра»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Важнейшей формой организации обучения в методике развития речи детей считаются специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития. По мнению ученых, занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи речевого развития планомерно, в определенной системе и последовательности.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи, и обеспечивается развитие речевых навыков и умений. Занятия по речевому развитию детей классифицируются следующим образом:
- в зависимости от применения наглядного материала;
- в зависимости от этапа обучения, т. е. в зависимости от того формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.
Кроме того, существует классификация A.M. Бородич (по дидактическим целям) :
- занятия по сообщению нового материала;
- занятия по закреплению знаний умений и навыков;
- занятия по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированные занятия.
Указанную классификацию занятий широко использую в своей работе.
Направление моей работы: «Правильное звукопроизношение через игровые и речевые ситуации». Ее цель - закрепление правильного звукопроизношения, развитие через игру фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия и воображения, моторных навыков.
Наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка является игра. С помощью дидактических игр у детей развивается peчь, активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, формируется умение правильно выражать свои мысли, развиваются сенсорные способности. Работая с маленькими детьми, я поняла, что мне нужно именно такое направление работы.
Сначала провела родительское собрание теме: «Дидактическая игра». Объяснила, для чего она нужна в развитии ребенка, и на практике мы с родителями разучили несколько дидактических игр, например, «Разрезные картинки», «Домино» и т. д.
Для всех родителей детского сада провела родительский университет – спортивное развлечение «Страна Спортландия».
Познакомила родителей с методикой Монтессори, и следующие родители с удовольствием сделали в группе стол-барьер, стол-дощечку развития мелкой моторики рук. Сшили игрушки: жучок с застежками, пуговицами, бантиками, черепашку, бабочек, жучка со шнуровками, атрибуты для сказок «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». С этими атрибутами в группе мы сделали уголок театра (настольный, пальчиковый, теневой).
И еще с помощью родителей в группе приобретены «лодочки для скатывания шариков» с целью научить детей играть, выполняя действия, показанные воспитателем, понимать слова «покатай шарик» или «положи» и др.
В уголках для родителей освещаю наблюдения за ростом детей. Для родителей вывешен уголок «Шыяан-ам!», чтобы дома рассказ детям детские сказки разных народов. Родители очень интересуются и читают эти сказки.
Учебную зону пополнила дидактическими играми. Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Парные картинки, лото, домино, собери картинку, чьи детки, шарики (большие, маленькие, мозаика.
Например: а) парные картинки, целью которых являются воспитание наблюдательности, умение замечать сходство, различие в предметах, активиза-ция словаря, речи;
б) домино, лото – воспитание внимания, сосредоточенности, сообразительности;
в) чьи детки - закрепление знаний о домашних животных и их детенышах, развитие произвольного внимания, речи;
г) собери картинку - воспитание умений сравнивать, обобщать, правильно называть предмет, развитие сообразительности.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Например, задача игр «Арбуз», «Арбай-хоор», «Матпаадыр», «Каттап чиир», «Каравай» - упражнение в согласовании действий со словами, активизация словаря и движений.
В группе собраны карточки с рисунками и стихами, которые читаем и учим в свободное время.
В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Очень интересны такие известные игры-занятия, как «Чудесный мешочек», «В зимнем парке», «В гостях у детей Бим и Бом».
Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Столкнувшись с такой проблемой, в нашем детском саду открыли речевую группу.
В 2006 учебном году я, окончив Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, начала работать учителем-логопедом. Сначала оформила кабинет логопеда.
Каждое игровое занятие строю на основе знакомых детям упражнений, но с использованием новой игровой мотивации и атрибутики, что не требует специальной подготовки и детей, и педагогов.
В своей работе я использую элементы изотворчества, логоритмики и здоровьесберегающих методик, способствующих развитию слухового восприятия, мышечного аппарата, координации и пластики движений, творческой инициативы, выдумки, свободного самовыражения и раскрепощенности.
В каждое игровое занятие включаю упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата и мелкой моторики, т. е. всех групп мышц, отвечающих за речедвигательную деятельность.
Упражнения преследуют определенную коррекционную цель и способствуют исправлению речевых нарушений на основе совершенствования двигательных навыков.
Часто играю с детьми в песке, используя предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека, и она тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира.
Как проходят наши занятия? Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем, то же самое проделывают ребята. Постепенно дети накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения.
Я «прокладываю» в песке тропинки, по которым дети «проходят», чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаем» различные предметы. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев.
Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится рисовать и писать на песке, ведь если появляется ошибка, ее легко и просто можно исправить, при-чем, делать это можно сколько угодно раз! Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка: словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или в лесу, в море или на другой планете.
В 2005 году в речевой группе провела открытые занятия «День рождения Тани», «Рыба».