Татьяна Авдеева
Консультация для педагогов «Подвижная игра как средство формирования взаимоотношений среди дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подвижная игра, как средство формирования взаимоотношений среди дошкольников».
Подготовила : инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.
МБДОУ «Детский сад» № 3.
Публикация «Консультация для педагогов „Подвижная игра как средство формирования взаимоотношений среди дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Игра – это основная деятельность детей дошкольного возраста. Игра для них учёба и труд, способ познания окружающего мира и выстраивание отношений со взрослыми и сверстниками, умение подчиняться определённым правилам и регулировать своё поведение.
Большое воспитательное значение в развитии дошкольников имеют подвижные игры, так как они помогают развивать у детей силу и смелость, ловкость и выносливость, сообразительность и находчивость, инициативу и волю, а так же являются источником радостных эмоций.
Подбирая для детей подвижные игры, прежде всего, учитываю их возраст и индивидуальные особенности. Для начала использую игры с простыми правилами, где игровые действия каждого ребёнка не зависят от действий остальных участников. Игроки находятся вместе, но каждый из них выполняет свою задачу, стараясь проявить ловкость и быстроту, действовать строго по сигналу. Взаимоотношениям детей со сверстниками в последние годы уделяют все большее внимание. Актуальность исследования состоит в том, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике старшего дошкольника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Старший дошкольный возраст является сензитивным для:
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития;
— развития взаимоотношений со сверстниками, установления прочных коммуникативных контактов.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Исследование отечественных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны.
Большое место в исследованиях отечественных ученых занимает изучение проблемы воспитания у детей доброжелательных взаимоотношений, отражающих внимание их к интересам друг друга, поддержку устремлений, а также возможностей для реализации своих потребностей. Наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается сюжетно-ролевой игре (Р. А. Иванкова, Р. И. Жуковская, А. П. Усова). Центральным становится вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения и формирование коллективистских качеств дошкольника
Как отмечал В. И. Столяров, подвижные игры содействуют формированию у детей гуманистически ориентированного поведения в любых подвижных играх, общей гуманистической культуры. Чтобы дело пошло на лад, каждому игроку надо знать и соблюдать основные условия. Вот они:
1. Играй честно, дружно, соблюдай правила.
2. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим).
3. В играх–поединках выбирай противников, равных по силам.
4. Старайтесь всё время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды: один за всех и все за одного.
5. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
6. Победив, не зазнавайтесь. Не смейтесь над проигравшими.
7. Проиграл – не унывай.
8. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на но
В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.
Значение игры в формировании личности
«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
Играть мы любим очень :
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя!
Игра - что может быть значимее и интереснее для ребенка?
Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа.
Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить. Игре нужен сюжет, тема, особенно важно это у старших дошкольников. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. Игра- источник развития моральных качеств личности. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, фантазии, сказки, творчества. Без этого он - засушенный цветок. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени - родители поставлены в жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство - важная задача педагога. Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма. Важным моментом, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» - требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события.
Итак, для того, чтобы дети стали сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он является полноправным субъектом деятельности.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом
деятельности, где формируется его личность.
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия:
играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него
своеобразной школой жизни.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.
В процессе игры происходит не только упражнение в имеющих навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.