Алеся Самохина
Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При этом педагог должен помнить о возрастных особенностях детей. Необходимы также методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, постоянно создавать у детей положительные эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Публикация «Консультация „Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Считают игру ведущей деятельностью дошкольника А. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. А. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
В научных экспериментальных исследованиях детской игры выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин отмечал, что «…игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают «систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей».
Метод развивающего обучения, к которому относится применение дидактических игр, направлен на создание условий, при которых ребенок выступает субъектом развития, а не объектом воздействия педагога.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Значение дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения
В работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Л. К. Бондаренко, Е. Ф. Иваницкой, Е. А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют :
1) Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2) Дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Дидактическая игра - это «такая организация учебной речевой деятельности, в основе которой лежит принцип практического общения». Дидактические игры завоевывают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений, благодаря тому, что в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.
Анализ работ методистов, З. М. Богуславской, А. Н. Усовой, Д. Б. Эльконина, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Оценивая роль дидактической игры, А. В. Запорожец пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
1) учебное (познавательное);
2) игровое (занимательное).
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка:
1. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре ребенок опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:
1) Какие знания, умения и навыки имеют дети;
2) Какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
3) Какие умственные операции развиваются;
4) Какие качества личности формируются.
В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.
2. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включиться в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.
3. Игровое действие.
Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу.
Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, так как идут в уме. Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.
4. Игровые правила.
Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение.
5. Результат игры.
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра «Определи первый звук», затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»)
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет», в дифференциации наиболее сложных звуков: с–ш, р–л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).
В дидактической игре «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.
С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
Оригинальна игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.
Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в дидактической игре «Два домика». По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний». Деление слов на слоги закрепляется в игре «Украсим елку» двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т. д. Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников определять по артикуляции нужный звук. Дошкольники раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т. д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх : «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры : «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши», «Добавлялки» .
Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф». «Покорми горохового человечка» – так называется дидактическая игра, способствующая одновременно и становлению фонематического слуха, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами отправляет в рот «человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития фонематического слуха : речевая работа по действующей телефонной связи, когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора – слухового. На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического слуха.
Воспитатель перед детьми постоянно ставит задачи звукового анализа и использует эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи.
Особенно остро встаёт вопрос о развитии фонематического слуха при обучении детей грамоте.
Для развития фонематического слуха должна быть организована познавательная и игровая деятельность.
В процессе организации познавательной деятельности проводятся дидактические игры по нескольким направлениям:
Знакомство с артикуляционным аппаратом; введение понятия «слово»;
Знакомство с разнообразием слов, родственными словами;
Формирование первоначального представления о звуке; знакомство с гласными звуками; нахождение звуков в словах, фиксация фишкой
Введение понятия «согласный звук»; знакомство с согласными звуками, уточнение произношения, дифференциация мягких и твёрдых согласных; фиксация понятия твёрдости-мягкости фишками;
Дифференциация гласных и согласных звуков, фиксация фишкой позиции звуков в слове.
Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп: на развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия, на развитие познавательного интереса по экспериментированию со звуками.
Метаграммы (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка» [32]. Также существуют головоломки, целью которых является последовательным изменением по одной букве, перейти от одного загаданного слова к другому в заданное число шагов.
Играть в эту игру можно в компании, раздав каждому по одной метаграмме на отдельном листке бумаги или по нескольку таких листков. Кто быстрее разгадает свои метаграммы, тот и победит.
Существует два основных вида метаграмм. Первый из них имеет общие черты с обычными загадками или шарадами, второй представляет собой логическую игру, головоломку. В первом случае задачей является отгадать загаданные в шараде слова, а во втором случае необходимо от заданного слова, постепенно меняя по одной букве, чтобы получить «промежуточные» слова, прийти в итоге к конечному слову.
Анаграммы - слова, отличающиеся друг от друга только порядком букв. Например: УКЛОН – КУЛОН – КОЛУН – КЛОУН.
Если для получения анаграмм разрешается менять только порядок букв в слове, а при образовании метаграмм – только одну букву, то метаанаграммы могут отличаться друг от друга и буквой, и порядком букв в слове. Например: МУХА – ХУЛА – ЛУНА – ЛУНЬ – НОЛЬ – СЛОН.
Слова-матрёшки - некоторые слова как бы «вложены» в другие, более длинные: ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА; ДА – ЕДА – БЕДА – ОБЕДА – ПОБЕДА
АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК. Цепочки таких слов напоминают матрёшку. Можно соревноваться в поиске таких слов – это не так уж легко.
Слова-перевёртыши - отдельные слова любопытны тем, что при прочтении их записи справа – налево получается новое слово: ЛОМ – МОЛ, СОРТ – ТРОС. Словесные игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Добавлялки» .
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Одной из основных задач развития фонематического слуха у старших дошкольников посредством использования дидактических игр является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Таким образом, значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет воспитателю широко использовать дидактическую игру в работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Выводит игру на первый план среди разнообразных методов при развитии фонематического слуха. Посредством применения игры в ходе занятий, вне занятий, в самостоятельной деятельности детей можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе логопеда с детьми по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа слова.
Работа логопеда нуждается в использовании дидактических игр и отдельных игровых действий, а также подчеркивает особую роль дидактических игр. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.
Основой работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР посредством использования дидактических игр является создание оптимальных условий для развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет тематического использования дидактических игр. Главная идея заключается в том, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В данном случае дидактическая игра позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
Задачи по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников посредством дидактических игр реализуются наиболее полно при создании ряда педагогических условий:
1. Коррекционный процесс должен быть построен на основе личностно ориентированной модели его организации, т. е. логопед, планируя и организовывая дидактическую игру, учитывает всевозможное влияние на него со своей стороны и стороны детей. Он учитывает их потребности в самостоятельности, удовлетворении интересов, становится партнером по деятельности.
2. Предлагаемое содержание дидактических игр должно заключать в себе достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий. Например, логопед предлагает старшим дошкольникам игру на развитие слухового внимания «Назови звуки улицы». Дети легко справляются с заданием, не затрачивая особых усилий. Другая ситуация возникает при выполнении таких заданий как метаграмма или анаграмма, выполнение этих заданий побуждает к волевым усилиям, чтобы добиться положительного результата. И оценка педагога связывается с проявлениями детьми настойчивости.
Поэтому, планируя содержание дидактических игр по развитию фонематического слуха логопеду необходимо оценить их доступность и возможные сложности, с которыми столкнуться дошкольники, но в то же время позволят им, преодолев трудности, достичь положительного результата, испытать радость успеха. Накапливаемый опыт формирует у детей своеобразный интерес к деятельности, вызывающий разного рода трудности. И именно их преодоление оказывается наиболее значимым для дошкольника.
Например, логопед детям предлагает новую дидактическую игру. Правила игры детям не знакомы. Учитывая это обстоятельство, педагог сначала объясняет детям правила игры, обсуждает их с детьми, показывает, как правильно выполнять игровые действия, не допускает поспешности, предлагает детям ряд вопросов, которые вызывают необходимость припомнить знания, полученные на занятиях по развитию речи и рекомендует опираться на них в игре.
3. Дидактические игры на развитие фонематического восприятия, предлагаемые дошкольникам с ОНР, должны быть для них интересными и эмоционально насыщенными.
Интерес вызывается разными обстоятельствами: и процессом действий, и особыми приемами постановки задач логопедом, который придает им увлекательную форму (логогрифы, метаграммы, анаграммы, метаанаграммы, слова-перевертыши, слова-матрешки и другие) и предвосхищающей оценкой возможностей детей и уверенностью в успехе.
4. Следующим педагогическим условием, способствующим развитию фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР, является организация коллективной деятельности. В ней присутствует общая цель, распределение ролей, общий результат. Ее характеризует и объективная структура деятельности, предполагающая наличие ситуаций, требующих взаимодействий партнера. Так, в дидактической игре необходимо договориться, кто какую роль будет выполнять, а в процессе игры согласовывать предложения участников.
При формировании фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР посредством использования дидактических игр учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Дидактические игры отбираются и разрабатываются с учетом этапа возрастных, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения, позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только педагог, ребенок же не подозревает об этом - он играет. Во-вторых, игра помогает, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия, организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес и воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по развитию речи разноуровневого характера.
В-четвертых, на примере дидактической игры педагог может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого занятия, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по развитию речи.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, логопед может выбрать необходимые дидактические игры для закрепления знаний по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, полученных на занятии. Для достижения результата важно сохранять у каждого ребенка интерес к выполнению, зачастую, однотипных и монотонных заданий, поэтому необходим элемент новизны. Так, на первом занятии предлагаем детям игру на определение позиции в слове заданного звука с использованием картинок, а на следующем – плоскостных изображений каких-либо предметов, затем применяем для этой же цели «сухие» бассейны – общий или индивидуальные – с мелкими игрушками или фигурками. Дидактическую игру можно проводить на столе, магнитной доске или ковре, а также использовать стационарные дидактические пособия («Логокуб», «Ёлочка», «Умная гусеница», «Звуковые замки») и мобильные дидактические пособия («Домик», «Поезд», «Волшебная мозаика», «Ромашка» и другие).
Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития фонематического слуха (восприятия) у дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении логопедом дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию фонематического слуха, включающей в себя рассмотрение развития фонематического слуха у дошкольников в качестве цели коррекционного процесса.