Татьяна Лисевская
Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа г. Урюпинск
«Детский сад № 4 «Солнышко»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ
«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель
Студеникина
Лариса Вениаминовна
Урюпинск 2018
Публикация «Консультация „Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин - логосказку.
Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.
Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей :
Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, театр «Притворщик»)
Декорациями могут служить ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок :
артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
сказки, способствующие формированию связной речи;
сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.
Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
С учетом ФГТ логосказка может планироваться в разных образовательных областях:
познание;
коммуникация;
художественная литература;
социализация (игровая);
здоровье;
художественное творчество;
музыка.
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.