Светлана Зонова
Актуальность развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНСУЛЬТАЦИЯ)
Связная речь – это умение
- развернуто,
- последовательно,
- полно,
- связно,
- грамматически правильно,
- логично,
- образно,
- эмоционально
передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
Публикация «Актуальность развития речи дошкольников» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что
• связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
Мой многолетний опыт обследования детей при зачислении в логопедическую группу показывает, что даже, если дошкольники владеют счетом до десяти и обратно, знают геометрические фигуры, хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.
• от уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
• сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа.
Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Часто на консультациях родители спрашивают: «С какого возраста нужно начинать работать над связной речью ребенка?» Разумеется, с самого рождения. Это очень удивляет родителей, ведь крохотные дети не умеют говорить. Конечно, но они нас прекрасно слышат и чувствуют. Поэтому с первых дней жизни детей родителям нужно научиться озвучивать свои действия, которые происходят в присутствии малыша, и делать это не сюсюкая, а правильно, четко, эмоционально. Как можно раньше вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви. Например:
Потягунюшки, потягунюшки
Поперек толстунюшки.
А в ручки хватунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Если это будет сочетаться с поглаживанием, похлопыванием, то, безусловно, окажет неоценимый вклад в развитие эмоционального здоровья малыша и его речи. По мере взросления малыша родители не должны забывать читать, а лучше рассказывать ему русские народные сказки. Они, конечно, есть в каждом доме. Но, к сожалению, их часто читают бездумно, автоматически. А ведь именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову, так как носят цикличный характер: многократное повторение сюжета с небольшими изменениями (особенно для младше-среднего возраста) способствует лучшему запоминанию ребенком сюжета и развивает память. Кроме того, в сюжете сказки нашими предками были заложены такие цели как
- любовь к окружающему миру;
- храбрость и стойкость перед злом;
- победа добра над злом;
-честность и самостоятельность в своих поступках.
К сожалению, не всегда родители являются образцом чистой речи для своих детей. Все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берет на себя педагог, так как именно он несет ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Условиями успешного речевого развития в дошкольном учреждении являются :
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: - сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; - сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи : - речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; - в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: - следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); - наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: - обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; - помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; - обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); - знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи : - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; - учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: - поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; - организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: - стимулируют детей комментировать свою речь; - упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.