Ольга Агальцова
Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи дошкольников»
«Методика развития связной речи дошкольников»
1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним.
Серия сюжетных картин «Медвежонок на прогулке».
Для проведения логопедического занятия необходимы таблички с миникроссвордами, сюжетные картинки, фишки, буквы "П".
В ходе работы над данными сюжетными картинками дети выполняют последовательно следующие задания:
1. Отгадать кроссворд, с целью узнать, кто станет героями рассказа.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Рассмотрев картинки с изображениями героев, нужно расположить их в таком порядке чтобы можно было понять, каков сюжет рассказа, и одним предложением сказать об этом.
3. Игра "Скажи по-другому". Каждый правильный ответ награждвется фишкой. задание повторяется 2-3 раза; каждый раз воспитатель настраивает детей на то, чтобы дети употребляли разные слова при описании характеров, эмоционального состояния героев.
4. Игра "Тренировка памяти". Разделившись на две клманды, дети должны вспомнить как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках. Каждая команда по очереди даёт ответ и выкладывает букву «П». Победитель – команда наибольшим количеством букв «П».
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие с применением серии сюжетных картин «Медвежонок на прогулке» способствуют выполнению следующих задач:
* Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
* Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
* Составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;
* Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв;
* Упражнять в подборе слов близких по значению;
* Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа;
Серия сюжетных картинок "Как подружки котёнка спасли"
Для проведения данного логопедического занятия необходимы сюжетные картинки, карандаши, листы бумаги с изображением точек и цифр около них, шкатулка, карточки с недописанными предложениями.
В ходе работы над данными сюжетными картинками дети выполняют последовательно следующие задания:
1. Выполнить упражнение: на листах с изображениями точек и цифр соединить точки с цифрами по порядку с целью узнать о ком предстоит рассказ.
2. расположить сюжетные картинки по порядку, чтобы понять, что было сначала, что потом.
3. Ответить на вопросы воспитателя.
4. Игра «Предложения в шкатулке» : у воспитателя в руках коробка, в которой лежат карточки с незаконченными предложениями. По выбору воспитателя дети заканчивают произносносимые им предложения.
5. Разгадать ребусы, чтобы подобрать имена подружкам из рассказа (НАТАША, ВАЛЯ, ЗИНАИДА, ВЕРА).
6. Дети делятся на две команды. Каждая команда должна придумать название своей истории, а потом по цепочке её рассказать.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие с применением серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли» способствуют выполнению следующих задач:
* Формировать умение внимательно рассматривать картинки;
* Выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);
* Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;
* Составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;
* Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
* Поощрять здоровое соперничество.
2. Определить программное содержание и вопросы к занятию по рассматриванию картин в зависимости от ее содержания и возрастных особенностей детей (любая группа).
Сюжетная картина «Дети играют в кубики»
Занятие для второй младшей группы, дети 3-4 лет.
Программное содержание:
1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Учить строить из кубиков дорожку, прикладывая кубики один к другому узкой или широкой стороной. Показывать, как можно построить из кубиков узкую и широкую дорожки. Учить понимать и правильно употреблять слова «узкий — широкий».
4. Развивать общую моторику, координацию движений, вестибулярный аппарат.
Вопросы к рассматриванию картины:
1. Кто нарисован на картинке?
2. Что делает эта девочка?
3. Что она строит из кубиков?
4. Для кого она строит дом?
5. Какого цвета у девочки кубики?
6. Что еще на картине красного цвета?
7. У кого еще есть кубики?
8. Какого цвета кубики у мальчика?
9. Где еще есть разноцветные кубики?
10. Где у мальчика лежат кубики?
11. Что делает мальчик?
12. Что делает вторая девочка?
3. Продумать образец повествовательного монолога по картине.
Образец повествовательного монолога по картине "Ежи" :
Они тащат его в разные стороны. Ежата голодные. Ежиха учит своих ежат добывать пищу. Она – заботливая мама. Один ежик свернулся в клубок. Он испугался жука и спрятался от него. Это пугливый ежик.
4. Придумать образец описания пейзажной картины.
Пейзажная картина М. Шишкина «Зима». Для старшей подготовительной группы, дети 5-7 лет.
На картине «Зима» художник М. Шишкин изобразил красоту зимнего, заснеженного леса. Это старый, дремучий, непроходимый лес. Ели в этом лесу огромные с мощными стволами, как лесные богатыри. На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали. На переднем плане картины изображены стройные, величавые, могучие сосны. Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью. Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи. Шишкин говорит этой картиной о том, как прекрасна наша родная русская природа!
5. Разработать конспект занятия по обучению детей рассказыванию картины (любой тип высказывания).
Конспект занятия по обучению детей рассказыванию картины «Кошка с котятами».
Цель:
развитие связной речи у детей.
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей строить определенные типы высказываний (в данном случае повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
2. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить.
3. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
4. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
5. Развивать творческое воображение.
Задачи:
• учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картинке: рассказывать о событиях, предшествующих изображенным на картине, придумывать концовку;
• учить отмечать и называть различия и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; самостоятельно образовывать клички животных;
• уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умения самостоятельно подбирать нужные по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.
Материал:
картина «Кошка с котятами», игрушка котенок.
Ход занятия:
Воспитатель просит детей отгадать загадку:
«Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки».
(кошка)
- Посмотрите, у меня есть картина. Как вы думаете, она называется? (ответы детей) Картина называется «Кошка с котятами».
- Расскажите, кто изображен на картине? (кошка и трое котят)
- Расскажите о кошке. Какая она? (большая, пушистая)
- Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (смешные, озорные)
- Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное? (один рыжий, другой черный, третий пестрый)
- Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и тоже или нет? (один котенок играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко)
- Чем похожи все котята? (они все маленькие, одинаковые по величине)
- Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок. (Дети дают клички кошке и котятам, объясняют их).
- Котенок Черныш спит. Как еще можно сказать, что он делает? (лежит, закрыл глаза)
- А этот котенок Пушок лакает молоко. А что он еще делает, как можно сказать по-другому? (пьет, ест)
- Как вы думаете, кто оставил корзинку с нитками? Что же здесь случилось?
- А сейчас давайте попробуем придумать рассказ по этой картине. Сначала расскажем, кто оставил здесь корзинку с нитками, а потом что здесь произошло после этого. Послушайте мой рассказ.
- Кто из вас тоже хочешь рассказать нам свой рассказать? Катя начнет рассказывать, а Егор продолжит. (2-3 пары рассказывают)
Физкультминутка
«Если дети вы устали,
Сели-встали, сели-встали
Вниз нагнулись, потянулись».
Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку.
- Ой, посмотрите, кто это? Догадайтесь, как его зовут? Котенок хочет поиграть с вами. Как мы позовем его к себе? (кис-кис)
- Какой звук слышится в конце? (звук с) Котенок предлагает послушать, какой звук я скажу (протяжно сссссс). Какой звук я сказала? (вместе и по одному)
- Теперь послушайте другой звук (протяжно зззззз). Какой звук вы услышали? (вместе и по одному) .
Дидактическая игра «Комары и осы»
Дети и воспитатель встают в круг, проводится игра.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Воспитатель читает детям чистоговорку и предлагает детям повторить её :
Су-су-су в лесу видели лису;
Са-са-са залетела к нам оса;
За-за-за прилетела стрекоза;
Зу-зу-зу мы поймали стрекозу.
(Воспитатель следит чтобы дети произносили слова громко и отчетливо. Не ясно звучащие слова, воспитатель предлагает детям повторить еще раз).
В конце занятия воспитатель подводит итоги.
Литература
1. Короткова Э. П. Повышать активность детей на занятиях с картиной //Дошкольное воспитание. -1975.-№2.
2. Люблинская А. А. Восприятие картинки // Очерки психического развития ребенка. -М. ,1965.
3. Короткова Э. П. Учим рассматривать картинки// Дошкольное воспитание. -1964.-№2.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. ,1981.