МААМ-картинки

Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией

Людмила Ананина
Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией.

Компоненты интонации :

• мелодика

• логическое ударение

• темп

• ритм

• пауза

• тембр голоса

Интонация одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Публикация «Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией» размещена в разделах

Мелодика изменение высоты основного тона голоса, его понижение или повышение. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Классификации типов интонации:

1. Интонация законченности.

Она характеризуется сильным понижением голоса на ударном слоге слова, при этом мелодический уровень начала синтагмы довольно высок; к концу синтагмы с понижением голоса уменьшается интенсивность и увеличивается длительность гласного.

2. Вопросительная интонация.

Она характеризуется повышением голоса на ударном гласном последнего слова синтагмы; на заударных слогах основной тон понижается, но это понижение голоса менее значительное, чем то, которое характерно для интонации законченности.

3. Интонация выделенности.

Мелодический рисунок такой синтагмы близок к интонации завершенности и реализуется повышением голоса, увеличением длительности или интенсивности на выделенном слоге.

4. Интонация незавершенности.

Логическое ударение - выделение акцентируемого слова.

Темп (длительности) «характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой»

Темп речи- одна из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения.

Основные виды речевого темпа :

• медленный

• нормальный

• быстрый

Ритм речи - звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Основное свойство- регулярность.

Пауза- перерыв в звучании речи

Тембр голоса- специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека, чистота, яркость звучания. Тембр голоса является сугубо индивидуальным.

Интонация выполняет следующие функции:

• различает типы высказывания

• различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью

• оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;

• выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания;

• характеризует говорящего и ситуацию общения;

Интонационные возможности детей с нормальным и аномальным речевым развитием.

А. Н. Гвоздев утверждал:

1год 9 месяцев – восклицательные интонации

1 год 11 месяцев- вопросительные интонации

2 –й год жизни- интонация вопроса.

2-3 года – овладение речью, формирование речевого голоса.

4- 5 лет – воспроизведение различных интонаций: повышение и понижение голоса, выделение во фразах отдельные слова и синтагмы, выдерживание паузы, выражение эмоционально- волевого отношения к произносимому, использование литературных норм произношения слов.

Требования к речи детей старшего дошкольного возраста.

Дети должны овладеть:

• правильным звукопроизношением

• артикуляцией и дикцией

• неторопливым темпом и ритмом речи

• умением изменять голос по громкости и высоте (подавать тихий и громкий голос, говорить более низким и более высоким голосом)

• овладеть правильным речевым дыханием

• постановкой правильного ударения

• правильным произношением слов

Л. В. Лопатина в своих исследованиях, обращается к проблеме изучения интонационных возможностей детей со стертой формой дизартрии.

• дефектами звукопроизношения

• нарушение интонационной выразительности речи,

• процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

К аналогичному выводу приходит и И. Б. Карелина, анализируя минимальные дизартрические расстройства.

• нарушений голоса,

• артикуляции,

• дикции,

• мимики

• интонационной стороны речи.

• Передача основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др.)

• Речь невыразительна, монотонна.

Л. И. Белякова отмечает, что у детей с тяжелыми речевыми расстройствами речь нарушается системно:

• страдает мелодическая организация речевого высказывания. е

• преобразование повествовательных предложений в вопросительные;

• выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением,

• чтение сложных предложений;

• выделение интонацией заданного слова в предложении.

Проведенный анализ психической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы:

• интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития;

• к 5- 6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе;

речевой слух следует рассматривать, как способность человека при восприятии речи улавливать и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонетические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь. Поскольку речевой слух- явление многокомпонентное, то степень его развития зависит от степени развития каждого из его элементов (физического слуха, фонематического слуха, слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма в единстве с ощущением темпа);

• нарушения интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста имеют свои особенности, которые проявляются в ускоренном или замедленном темпе речи, енвнятном произношении, в нечеткой дикции, неточной передаче основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др., в слабых модуляциях голоса по высоте и силе, в отсутствии умения передавать в речи свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям;

• несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии.

Логопедическая работа.

Развитие :

речевого дыхания,

• силы,

• модуляции голоса,

• формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов

развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Ребенок должен научиться:

• правильно пользоваться интонацией,

• строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности.

• правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации,

• отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Педагог развивает :

речевой слух,

• чувство тембра и ритма,

• ощущение силы звука,

Типы высказывания:

• повествования,

• описания,

• рассуждения, требующих разного интонационного оформления.

Специальные упражнения помогут детям:

• научиться на слух определить звуковой состав слова,

• место ударения в слове,

• разовьют чувство рифмы и ритма,

• сформируют четкую дикцию,

• помогут выработать умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.

В воспитании звуковой культуры речи более пристально внимание надо уделять работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку на этих умениях базируется становление связной речи.

Публикации по теме:

Пальчиковая гимнастика как один из компонентов физического развития детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук и координации движения является одной из задач физического воспитания и имеет большое значение для детей младшего.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Мастер-класс «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создать условия для овладения родителями игр и упражнений направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова. Задачи:.

Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму. -Вашему ребенку скоро в школу, и вы решили заниматься? - Молодцы. -Вашему ребенку.

Ретроспективный анализ проблемы развития речевой деятельности Изучение развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества связано с проблемой - увеличением количества детей.

Таблицы многократного использования как средство развития и коррекции речи у детей с речевой патологией (Слайд №1) Добрый день! Меня зовут Альбина Сергеевна, работаю в детском саду №4. Данная презентация является обобщением моего опыта работы.

Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией
Опубликовано: 11 августа 2015 в 08:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ананина (УИ 147481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД