Людмила Ананина
Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией.
Компоненты интонации :
• мелодика
• логическое ударение
• темп
• ритм
• пауза
• тембр голоса
Интонация одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Публикация «Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Мелодика изменение высоты основного тона голоса, его понижение или повышение. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.
Классификации типов интонации:
1. Интонация законченности.
Она характеризуется сильным понижением голоса на ударном слоге слова, при этом мелодический уровень начала синтагмы довольно высок; к концу синтагмы с понижением голоса уменьшается интенсивность и увеличивается длительность гласного.
2. Вопросительная интонация.
Она характеризуется повышением голоса на ударном гласном последнего слова синтагмы; на заударных слогах основной тон понижается, но это понижение голоса менее значительное, чем то, которое характерно для интонации законченности.
3. Интонация выделенности.
Мелодический рисунок такой синтагмы близок к интонации завершенности и реализуется повышением голоса, увеличением длительности или интенсивности на выделенном слоге.
4. Интонация незавершенности.
Логическое ударение - выделение акцентируемого слова.
Темп (длительности) «характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой»
Темп речи- одна из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения.
Основные виды речевого темпа :
• медленный
• нормальный
• быстрый
Ритм речи - звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Основное свойство- регулярность.
Пауза- перерыв в звучании речи
Тембр голоса- специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека, чистота, яркость звучания. Тембр голоса является сугубо индивидуальным.
Интонация выполняет следующие функции:
• различает типы высказывания
• различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью
• оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;
• выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания;
• характеризует говорящего и ситуацию общения;
Интонационные возможности детей с нормальным и аномальным речевым развитием.
А. Н. Гвоздев утверждал:
1год 9 месяцев – восклицательные интонации
1 год 11 месяцев- вопросительные интонации
2 –й год жизни- интонация вопроса.
2-3 года – овладение речью, формирование речевого голоса.
4- 5 лет – воспроизведение различных интонаций: повышение и понижение голоса, выделение во фразах отдельные слова и синтагмы, выдерживание паузы, выражение эмоционально- волевого отношения к произносимому, использование литературных норм произношения слов.
Требования к речи детей старшего дошкольного возраста.
Дети должны овладеть:
• правильным звукопроизношением
• артикуляцией и дикцией
• неторопливым темпом и ритмом речи
• умением изменять голос по громкости и высоте (подавать тихий и громкий голос, говорить более низким и более высоким голосом)
• овладеть правильным речевым дыханием
• постановкой правильного ударения
• правильным произношением слов
Л. В. Лопатина в своих исследованиях, обращается к проблеме изучения интонационных возможностей детей со стертой формой дизартрии.
• дефектами звукопроизношения
• нарушение интонационной выразительности речи,
• процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.
К аналогичному выводу приходит и И. Б. Карелина, анализируя минимальные дизартрические расстройства.
• нарушений голоса,
• артикуляции,
• дикции,
• мимики
• интонационной стороны речи.
• Передача основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др.)
• Речь невыразительна, монотонна.
Л. И. Белякова отмечает, что у детей с тяжелыми речевыми расстройствами речь нарушается системно:
• страдает мелодическая организация речевого высказывания. е
• преобразование повествовательных предложений в вопросительные;
• выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением,
• чтение сложных предложений;
• выделение интонацией заданного слова в предложении.
Проведенный анализ психической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы:
• интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития;
• к 5- 6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе;
• речевой слух следует рассматривать, как способность человека при восприятии речи улавливать и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонетические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь. Поскольку речевой слух- явление многокомпонентное, то степень его развития зависит от степени развития каждого из его элементов (физического слуха, фонематического слуха, слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма в единстве с ощущением темпа);
• нарушения интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста имеют свои особенности, которые проявляются в ускоренном или замедленном темпе речи, енвнятном произношении, в нечеткой дикции, неточной передаче основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др., в слабых модуляциях голоса по высоте и силе, в отсутствии умения передавать в речи свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям;
• несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии.
Логопедическая работа.
Развитие :
• речевого дыхания,
• силы,
• модуляции голоса,
• формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов
• развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
Ребенок должен научиться:
• правильно пользоваться интонацией,
• строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности.
• правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации,
• отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).
Педагог развивает :
• речевой слух,
• чувство тембра и ритма,
• ощущение силы звука,
Типы высказывания:
• повествования,
• описания,
• рассуждения, требующих разного интонационного оформления.
Специальные упражнения помогут детям:
• научиться на слух определить звуковой состав слова,
• место ударения в слове,
• разовьют чувство рифмы и ритма,
• сформируют четкую дикцию,
• помогут выработать умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.
В воспитании звуковой культуры речи более пристально внимание надо уделять работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку на этих умениях базируется становление связной речи.