Анна Карпова
Консультация «Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Аннотация к презентации"
Слайд 1
Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»
Воспитатель: Карпова Анна Викторовна
МБДОУ «ДСОВ №32 «Пчёлка»
г. Юрга, Кемеровская область
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов
Слайд 2
Цель работы:
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
Публикация «Консультация „Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Содействовать нормализации речевой функции.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Расширять словарный запас у детей.
Повысить знания родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для дошкольников.
Ожидаемый результат:
Развитие речи и пополнение словарного запаса детей.
Развитие творческих способностей.
Активизация познавательных процессов ребёнка.
Обогащение родительского опыта в воспитание детей.
Слайд 3
План работы
• Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
• Изучение теоретических основ формирования речи дошкольников.
• Разработка перспективного плана работы
• Создание картотеки пальчиковых игр.
• Разработать план с родителями по данной теме.
• Обобщение опыта работы по теме самообразования.
• Консультативная помощь родителям.
• Выступление об опыте работы на педсовете.
Слайд 4.
Учё ными была выявлена закономерность:
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту,
то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
Слайд 5
Из истории
Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Слайд 6
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов.
И все потешки, игры – не что иное, как массаж в игре.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Слайд 7
Пальчиковые игры
Это открытие нашей народной педагогики.
Слайд 8
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Слайд 9
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Слайд 10
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
• Пальчиковые игры и упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Слайд 11
Правила проведения пальчиковых игр
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Слайд 12
Старайтесь не принуждать. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или поменяйте игру).
• «Не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
• Обязательно чередуйте три типа движений:
• сжатие;
• растяжение;
• расслабление.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Слайд 13
Упражнения условно делятся на две группы:
• Статические упражнения:
Цель:
• развивать подражательную способность;
• учить напрягать и расслаблять мышцы;
• развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время;
• учить переключаться с одного движения на другое.
• Упражнения условно делятся на две группы:
• Динамические упражнения
Цель:
• — развивать точную координацию движений;
• — учить сгибать и разгибать пальцы рук;
• — учить противопоставлять большой палец остальным.
Слайд 14
«Тренируем пальчики – развиваем речь».
«Коза рогатая»
• Идёт коза рогатая, (1)
• Идёт коза бодатая. (2)
• Ножками топ-топ, (3)
• Глазками хлоп-хлоп. (4)
• Кто каши не ест,
• Молока не пьёт -
• Забодает! (5)
• Забодает! (5)
• Забодает! (5)
Слайд 15
«КУЛАЧОК»
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
– Собираем все опять
«БЕЛОЧКА»
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. .
Слайд 16
«СЕМЬЯ»
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я вот и вся моя семья!
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один,
Это долька для ежа, это долька для чижа,
Это долька для котят, это долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка кожура,
Он сердит на нас беда, разбегайся кто куда.
Слайд 17
"ПРЯТКИ"
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Слайд 18
Литература
• Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М, 2007 г.
• Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. М. 1999г.
• Тимофеева С. А., Шевченко А. А. «Пальчиковая гимнастика на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет». М. 2012г.
• Узорова Ольга, Нефедова Елена «Пальчиковая гимнастика» М. 2007г.