Наталья Горина
Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников»
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
Монологическая речь – один из сложнейших видов речи в отличии от диалогической: дети теряют логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Особенно это проявляется у детей с общим недоразвитием речи. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием моделирования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Моделирование – это приём, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде схем, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.
Описательный рассказ наиболее трудный вид в монологической речи. При составлении описательных рассказов по схемам совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Ребенок, видя модель предложений, концертирует своё внимание на правильном построении предложений, на последовательном описании.
В связи с этим было принято решение начать работу по использованию приема моделирования в обучении детей составлять описательный рассказ.
Использование моделей для дошкольников в настоящее время очень актуально.
это связанно с недостаточным уровнем развития связной монологической речи у детей;
Со значимостью данного вопроса для познавательного развития и готовности детей к обучению в школе;
С недооценкой педагогам метода моделирования при обучении детей составлению описательных рассказов.
• Работа по данной теме велась в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада №6, разработанной на основе методического пособия «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на программно-методическое обеспечение
• Е. И. Тихеева «Развитие речи детей»
• О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И, Максаков и д. р. «Занятия по развитию речи в детском саду»
• «Развитие речи и творчества дошкольников» /под ред. О. С. Ушаковой/
• Э. П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
• Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»
• Т. А. Серебрякова «Край родной»
• Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
• В. В. Порхунова «Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях»
• Р. Ю. Белоусова, Л. И. Николаева «использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Анализ уровня овладения связной монологической речью у детей на сентябрь 2013г. показал: высокий – 16%, средний – 48% и низкий – 36%.
Анализ компетентности родителей выявил следующие показатели: высокий – 20%, средний – 48%, низкий – 32%.
В соответствии с анализом была поставлена цель: обучить детей составлять описательные рассказы с помощью приема моделирования.
Для этого необходимо было решить следующие задачи.
•Обучающие
1. учить детей составлять описательные рассказы с опорой на графическую модель;
2. учить детей находить существенные признаки предметов и объектов, устанавливать иерархию признаков;
3. учить замещать признаки предметов и объектов графическим символом.
•Развивающие
1. Развивать умение воспринимать модель как план рассказа и следовать ему;
2. развивать психические процессы (восприятие, воображение, представление, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).
•Воспитательные
Воспитывать культуру общения, коммуникативные умения; способствовать повышению интереса и активности родителей к совместной работе по развитию монологической речи через различные формы сотрудничества.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления работы: 1)создание условий – обогащение предметно – развивающей среды;
2)работа с детьми;
3)совместная работа с родителями.
Для обогащения предметно – развивающей среды были созданы графические модели животных и птиц; дидактические игры «Составь предложение», «Назови действия», «Собери цветок», «Чей гараж», «Сочиним сказку», «Разложи правильно»; папки – алгоритмы с подбором схем по лексическим темам.
Работа с детьми велась в непосредственно образовательной деятельности:
1 этап: рассматривание схем и разбор того, то на ней изображено.
2 этап: преобразование символов в образы.
3 этап: составление описательного рассказа с опорой на символы (образы).
Затем закрепляли умение в совместной со взрослыми деятельности.
Составлять рассказ могут сами дети, используя незначительную помощь взрослого, или совместно с педагогом (на более ранних этапах). Далее составление описательных рассказов происходит самостоятельно.
Для родителей были проведены консультации, анкетирование.
Работа по составлению описательных рассказов интегрировались с другими образовательными областями:
С образовательной областью «Художественное творчество» (самостоятельно создавали схемы и модели в технике рисования и аппликации).
С образовательной областью «Чтение художественной литературы» (пересказывали художественные произведения по схеме).
С образовательной областью «Познание» (составляли описательные рассказы об объектах природы, самостоятельно создавали схемы и модели для составления рассказов).
С образовательной областью «Труд» (составляли описательные рассказы о профессиях, знакомились с трудом).
С образовательной областью «Социализация» (составляли описательные рассказы о семье, родном городе, стране. Использовали схемы и модели в театральных играх).
С образовательной областью «Здоровье» (составляли описательные рассказы на тему ЗОЖ, самостоятельно создавали запрещающие, предупредительные знаки).
С образовательной областью «Музыка» (составляли описательные рассказы о музыкальных инструментах).
С образовательной областью «Физическая культура» (самостоятельно создавали схемы и модели основных движений к подвижным играм).
С образовательной областью «Безопасность» (использовали схемы и модели в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в опасных ситуациях).
Таким образом, благодаря проведенной работе уровень развития связной речи на середину учебного года у детей подготовительной группы компенсирующей направленности повысился: высокий – 55%, средний – 25%, низкий – 6%. Уровень компетентности родителей также стал выше: высокий – 75%, средний – 25%, низкий – 0%.
Таким образом, с помощью моделей удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание составлять описательные рассказы – как на занятиях, атк и в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В перспективе мы планируем провести работу по совершенствованию диалогической речи на основе приобретенных навыков по составлению описательных рассказов.