Получи документы

Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников»

Наталья Горина
Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников»

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

Монологическая речь – один из сложнейших видов речи в отличии от диалогической: дети теряют логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Особенно это проявляется у детей с общим недоразвитием речи. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием моделирования.

Публикация «Консультация для воспитателей „Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Моделирование – это приём, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде схем, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.

Описательный рассказ наиболее трудный вид в монологической речи. При составлении описательных рассказов по схемам совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Ребенок, видя модель предложений, концертирует своё внимание на правильном построении предложений, на последовательном описании.

В связи с этим было принято решение начать работу по использованию приема моделирования в обучении детей составлять описательный рассказ.

Использование моделей для дошкольников в настоящее время очень актуально.

это связанно с недостаточным уровнем развития связной монологической речи у детей;

Со значимостью данного вопроса для познавательного развития и готовности детей к обучению в школе;

С недооценкой педагогам метода моделирования при обучении детей составлению описательных рассказов.

• Работа по данной теме велась в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада №6, разработанной на основе методического пособия «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на программно-методическое обеспечение

• Е. И. Тихеева «Развитие речи детей»

• О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И, Максаков и д. р. «Занятия по развитию речи в детском саду»

«Развитие речи и творчества дошкольников» /под ред. О. С. Ушаковой/

• Э. П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»

• Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»

• Т. А. Серебрякова «Край родной»

• Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

• В. В. Порхунова «Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях»

• Р. Ю. Белоусова, Л. И. Николаева «использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Анализ уровня овладения связной монологической речью у детей на сентябрь 2013г. показал: высокий – 16%, средний – 48% и низкий – 36%.

Анализ компетентности родителей выявил следующие показатели: высокий – 20%, средний – 48%, низкий – 32%.

В соответствии с анализом была поставлена цель: обучить детей составлять описательные рассказы с помощью приема моделирования.

Для этого необходимо было решить следующие задачи.

•Обучающие

1. учить детей составлять описательные рассказы с опорой на графическую модель;

2. учить детей находить существенные признаки предметов и объектов, устанавливать иерархию признаков;

3. учить замещать признаки предметов и объектов графическим символом.

Развивающие

1. Развивать умение воспринимать модель как план рассказа и следовать ему;

2. развивать психические процессы (восприятие, воображение, представление, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Воспитательные

Воспитывать культуру общения, коммуникативные умения; способствовать повышению интереса и активности родителей к совместной работе по развитию монологической речи через различные формы сотрудничества.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления работы: 1)создание условий – обогащение предметно – развивающей среды;

2)работа с детьми;

3)совместная работа с родителями.

Для обогащения предметно – развивающей среды были созданы графические модели животных и птиц; дидактические игры «Составь предложение», «Назови действия», «Собери цветок», «Чей гараж», «Сочиним сказку», «Разложи правильно»; папки – алгоритмы с подбором схем по лексическим темам.

Работа с детьми велась в непосредственно образовательной деятельности:

1 этап: рассматривание схем и разбор того, то на ней изображено.

2 этап: преобразование символов в образы.

3 этап: составление описательного рассказа с опорой на символы (образы).

Затем закрепляли умение в совместной со взрослыми деятельности.

Составлять рассказ могут сами дети, используя незначительную помощь взрослого, или совместно с педагогом (на более ранних этапах). Далее составление описательных рассказов происходит самостоятельно.

Для родителей были проведены консультации, анкетирование.

Работа по составлению описательных рассказов интегрировались с другими образовательными областями:

С образовательной областью «Художественное творчество» (самостоятельно создавали схемы и модели в технике рисования и аппликации).

С образовательной областью «Чтение художественной литературы» (пересказывали художественные произведения по схеме).

С образовательной областью «Познание» (составляли описательные рассказы об объектах природы, самостоятельно создавали схемы и модели для составления рассказов).

С образовательной областью «Труд» (составляли описательные рассказы о профессиях, знакомились с трудом).

С образовательной областью «Социализация» (составляли описательные рассказы о семье, родном городе, стране. Использовали схемы и модели в театральных играх).

С образовательной областью «Здоровье» (составляли описательные рассказы на тему ЗОЖ, самостоятельно создавали запрещающие, предупредительные знаки).

С образовательной областью «Музыка» (составляли описательные рассказы о музыкальных инструментах).

С образовательной областью «Физическая культура» (самостоятельно создавали схемы и модели основных движений к подвижным играм).

С образовательной областью «Безопасность» (использовали схемы и модели в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в опасных ситуациях).

Таким образом, благодаря проведенной работе уровень развития связной речи на середину учебного года у детей подготовительной группы компенсирующей направленности повысился: высокий – 55%, средний – 25%, низкий – 6%. Уровень компетентности родителей также стал выше: высокий – 75%, средний – 25%, низкий – 0%.

Таким образом, с помощью моделей удалось достичь следующих результатов:

- у детей появилось желание составлять описательные рассказы – как на занятиях, атк и в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировался словарный запас.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В перспективе мы планируем провести работу по совершенствованию диалогической речи на основе приобретенных навыков по составлению описательных рассказов.

Публикации по теме:

«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников» Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая.

Активизирующее общение как технология развития связной речи дошкольниковАктивизирующее общение как технология развития связной речи дошкольников Одна из образовательных областей ФГОС дошкольного образования – речевое развитие. Мои многолетние наблюдения и анализ речевого развития.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи дошкольников» «Методика развития связной речи дошкольников» 1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним. Серия сюжетных.

Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах». [bТип проекта:[/b] практико –.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 13:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД