Тенова АКСАНА
Консультации для воспитателей «Развитие технических навыков изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для воспитателей.
«Развитие технических навыков изобразительной деятельности.»
Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультации для воспитателей „Развитие технических навыков изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- во – первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во – вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, и поэтому “взрослому” рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки : координация глаза и руки, владение кистью руки.
Еще одним, не ориентированным на столь юный возраст приём, является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотипными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопиться – рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображение зверей, птиц, крон, деревьев. Детям рисовать трудно, они боятся рисовать, а следственно у них пропадает интерес и желание.
Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
В течение детства увлечение изобразительной деятельности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определёнными особенностями рисунков. По ним можно судить о том, развивается ли ребёнок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребёнка и «возраст развития» не всегда совпадают.
Развитие детей зависит от условий воспитания, внимания к ним, их увлечениям взрослых. Что касается рисования, то непродолжительные задержки (до полугода) у ребенка этих навыков не следует считать признаком отставания в его развитии. Некоторая задержка на одной из стадий, особенно им вызванная внешними условиями, впоследствии может быстро и эффективно компенсироваться.
Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии : доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Знание особенностей каждой из них поможет правильно оценить детский рисунок.
Необходимо, чтобы в поле зрения ребенка оказались изобразительные материалы. Они должны быть яркими и безопасными. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья).
Основные методы, побуждающие ребенка к рисованию подражание, пример взрослых (надо как можно чаще на глазах детей лепить, рисовать, совместная предметная деятельность (вложите карандаш в руку ребенка, а затем в свою руку и вместе с ним почеркайте, порисуйте, эмоциональное общение.
Вторая стадия доизобразительного этапа — экспериментирование со штрихом и пятном (ее называют также стадией лишенных смысла штрихов или стадией марания).
Затем дети осваивают вращательные движения, начинают передвигать руку по листу, отдельные линии закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, «мотки», перекрещенные линии. Начинается третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль.
Через некоторое время, когда ребенок вдруг замечает, что между движениями его руки с карандашом и внешним видом линий существует какая-то связь, появляются изменения в каракулях. Малыш много раз и на разных листах увлеченно повторяет одинаковые движения, радуясь тому, что на бумаге появились похожие по форме штрихи или линии. В жизни ребенка происходит важнейшее для развития его психики событие — он воспринимает след на бумаге как результат своих действий. Ребенок начинает пробовать разные движения и, повторяя их на «рисунках», делает линии и штрихи все более разнообразными. В результате на бумаге возникают кое-как организованные пучки линий, похожие на растрепанный веник.
Первым «организатором» каракуль по эстетическому признаку становится ритм. Поначалу это только ритмичные движения, которые составляют на бумаге повторяющиеся, приблизительно похожие линии, кое-где с одинаковыми расстояниями между ними. Потом, заметив видимую ритмичность взаиморасположения линий на листе, ребенок пытается ее уточнить, хотя это не всегда получается. Последующие пробы приводят к появлению на бумаге линий разнообразной формы, длины, толщины.
Общая тенденция последовательности изменения каракулей кратко такова. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двигательную активность и подражание действиям взрослых, ребенок, благодаря «открытию» следа как результата своих действий, старается изображать «пучки» бесформенных линий. Последние в результате стремления к повторению одинаковых движений постепенно трансформируются в ритмично организованные следы карандаша. Видимый на бумаге ритм разных следов приводит ребенка к зрительному (но не рассудочному) различению размера штрихов (длинные, короткие, очень короткие, их формы (прямые, округлые, угловатые) и непростой ритмичной конфигурации. В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком., т. е. чем-то реальным. Одну и ту же фигуру малыш называет каждый раз по-разному, поскольку для него они универсальны, а их форма пока что мало связана с внешним видом объектов окружающей жизни. Так, среди каракулей появляются фигуры, дающие ребенку потенциальные возможности нарисовать что-то, отражающее его зрительные впечатления от мира.
Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования, но не у всех детей это происходит в одно и то же время. И связано это чаще всего не с индивидуальными возможностями ребенка, а с отношением взрослых к ничего не изображающим каракулям, как к вредному баловству (порча журналов, обоев на стенах и т. п., которое надо пресекать, отнимая карандаш и бумагу. Запрещая такое рисование, взрослые значительно обедняют развитие ребенка.
Так рисунки выглядят внешне, но внутренние переживания самого ребенка во время рисования теперь резко отличаются от тех, что были на предыдущей стадии: появляется стремление передать какой-то образ окружающего мира, причем не столько отдельного предмета, сколько явления, чем-то ребенка поразившего. Даже если на рисунке видно лишь что-то одно, ребенок рисовал не предмет, а событие, чем-то интересное ему. Просто содержание этого события он отражает не только на бумаге, но и в сопровождающих рисование словах, жестах, мимике. Про себя или вслух дети называют каждую часть предмета словами, произнося их раздельно и нараспев, помогая жестами и мимикой. Словесный пересказ события впоследствии долго будет постоянно сопровождать процесс рисования, а через событийность рисунка ребенок выражает отношение к миру.
Часто в рисунки проникают графические штампы, которые, с одной стороны, нужны, чтобы выразить предмет в художественном образе, а с другой — мешают ребенку своими глазами увидеть то, что он рисует. Некоторые исследователи считают детские рисунки символами, знаками реальных предметов. Этим можно объяснить легкую восприимчивость к подобным схемам, но все же навязывать их не следует.
Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он состоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног». Его можно увидеть среди каракулей еще на стадии бесформенных изображений, правда, с овальной линией лица ноги-черточки могут быть не соединены, а глаза и рот нарисованы сбоку, т. е. могут не умещаться внутри овала. На стадии схем разрывы между частями встречаются реже и обязательно с обеих
сторон от головы нарисованы черточки-руки, иногда дополненные штрихами-пальцами (в количестве избыточном или недостаточном). Голова тоже дополняется черточками-волосами или округлой шапкой. Нередко голову и туловище ребенок объединяет в один удлиненный овал так же, как прежде, на стадии бесформенных изображений. Получается, как говорят дети, «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.
На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и туловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а становятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки, обозначающие руки или кружки-ладошки. Также кружками или неопределенно угловатыми формами могут изображаться на концах ног «туфельки» или «ботиночки». Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды. Постепенно у него появляется толщина, — человечка одевают, сначала рисуя только «пуговки» на туловище, потом — «шапочку», «туфельки», «воротничок» и т. п.
Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у них хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения навыками рисования у ребенка создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве еще не полностью сформирован, нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.
Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Малыш может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.
Особенно важно отметить экспрессивную функцию рисунка: рисуя, ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции ЦНС. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук, а именно пальцев кисти, что и происходит в
процессе рисования, лепки, конструирования. При этом нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у ребенка всегда находится в прямой зависимости от степени развития способности выполнять тонкие движения пальцами рук.
Работа с ребенком — процесс, требующий осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств». Методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, множество. Цель занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире.
Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия правильных (реалистических) изображений. Название, правда, не вполне точное, поскольку как «правильные» или «реалистические» рисунки оценивают чаще по критериям профессионального обучения, где точность изображения соответствует графической грамоте. Знание ее полезно будущему художнику, однако порой она оторвана от выразительности, содержательности рисунка. Этим критериям отвечают рисунки небольшой части детей и подростков, обучающихся в специальных художественных школах. Такого рода реализм можно заметить в работах учеников школ, где обучение графической грамоте довлеет над творчеством. Но и при этом условии частичного соответствия «правилам» добивается лишь небольшая часть детей: в 10—11 лет — 3,6%, в 12 — около 10, в 13—14 лет — не более 20%. Естественно, в дошкольном возрасте процент таких достижений еще меньше. Характерно, что дети в стадии правильных изображений способны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изображаемого объекта.
Однако если «реализм» понимать не как «соответствие правилам», а как «правдивость» автора в рисунке, то и в обычных школах, где художественному развитию и творчеству детей уделяется достаточно внимания, можно встретить немало учеником, рисунки которых при явной выразительности не выглядят искаженными. Их отличает, во-первых, характерность образов конкретных, знакомых автору людей; во-вторых, динамики и экспрессивность изображения в-третьих, то особое качество, которое не зависит ни от фотографической точности, ни от академической грамотности, ни от подробной детализации изображений, но делает рисунок живым. Это качество трудно определить по каким-то отдельным признакам, оно — в целостном образе многих и взаимосвязанных признаков. Отражается оно и на особенностях линии рисунка. Например, при изображении человека или животного ребенок не обводит каждую часть тела или одежды отдельно, а одной-двумя линиями, почти не отрывая карандаша от бумаги, намечая всю фигуру, выделяет в ней именно то, что она должна выражать по его замыслу. Все или только главное юный художник рисует целостно. Разумеется, живость изображения у таких детей не сравнима с рисунками профессионалов, она ближе к наивной выразительности тех художников, которых принято называть «примитивистами», ближе не во всем, а именно в том, что нас восхищает в их картинах — в наивной непосредственности и правдивости выражения своего отношения к миру. Изображения такого рода с возрастом ребенка не связаны. Они — результат успехов в художественном развитии, поэтому, хотя и редко, но встречаются у детей старшего дошкольного возраста. К концу младшего школьного возраста они появляются чаще, но не у всех, а только у детей, изобразительные способности которых сочетаются с явной художественной впечатлительностью.
Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся неумелыми каракулями детей первой стадии. Вместе с тем, в отличие от ранних стадий, это уже обобщенный рисунок, который может дополняться комментарием, рассказом его содержания. На этой стадии рисунок снова становится сюжетным, контекстным. Эта стадия как бы венчает собой развитие навыков рисования в дошкольном возрасте.
Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.
Описание:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию деловую игру для педагогов ДОУ, направленную на повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно- эстетическому направлению. Данный материал могут использовать в своей работе педагоги приоритетного художественно-эстетического направления и воспитатели-методисты по изобразительной деятельности в ДОУ.
Цель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно- эстетическому направлению.
Задачи:
- установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;
- создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;
- стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.
Контингент участников: участники деловой игры - педагоги всех возрастных групп ДОУ.
Правила деловой игры:
Ведущий объясняет правила игры.
Все участники деловой игры делятся на 2 команды.
Все садятся на соответствующее место.
За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.
Итоги деловой игры подводятся подсчётом фишек. Игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают диплом победителя «Деловой игры».
Ход деловой игры:
1. Разминка
На столе лежат карточки с номерами. Капитаны команд подходят, выбирают карточку. Участники определяют термины изобразительного искусства. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Каждой команде отводятся вопросы с одной карточки, если команда не знает ответ, помогают другие команды.
Карточка 1
1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
3. Объект изображения (натура)
4. Деревянный станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска (мольберт)
5. Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие (акварель)
6. Жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора (карикатура)
Карточка 2
1. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
2. Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой) (карандаш)
3. Краска, создающая матовую непрозрачную поверхность (гуашь)
4. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
5. Произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником (набросок)
6. Изделия из глин и их смесей, закрепленные обжигом (керамика)
Карточка 3
1. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
2. Рисунок с целью сбора материала для композиции (зарисовка)
3. Изображение художника самого себя (автопортрет)
4. Художник, изображающих животных (анималист)
5. Инструмент в виде ручки для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п Стержень пропитывается специальными красителями (спиртовыми чернилами) разнообразных цветовых оттенков (фломастер)
6. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском (лепка).
Карточка 4
1. Морской пейзаж (марина)
2. Торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством (вернисаж)
3. Инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой ручку с ворсом на конце (кисть).
4. Изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки (штрих)
5. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов (орнамент).
6. Способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов (аппликация).
2. «Кроссворды».
(Одновременно проводится конкурс капитанов. собирают пазлы «Декоративно – прикладное искусство»).
Капитаны выбирают пазлы со своим логотипом с подноса. Идут на свои места их слаживать
Капитаны слаживают и склеивают пазлы
Тем временем каждая команда получает кроссворд. Вам предлагается разгадать его. За каждое правильно разгаданное слово команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья, на котором все его посетители (от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Начинаем!
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
Ответы:
1. СИНИЙ
2. ДЕРЕВО
3. ГЛИНА
4. ЖОСТОВО
5. ЗОЛОТОЙ
6. ИГРУШКА
7. ГОНЧАР
8. СКУЛЬПТУРА
9. ПРЯЛКА
3.«Найди пару»
Каждая команда получает карточки с фамилиями художников и с названиями картин. Подобрать правильно художника, название картины и соответствующую репродукцию картины. За каждый правильный выбор команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая выполнит задание.
V. Динамическая пауза «Пантомима»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина. За каждый правильный ответ, команда получает фишку