Лучший педагог года

Робототехника как средство формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Десятникова
Робототехника как средство формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Робототехника как средство формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста

«Если ребёнок в детстве не научился

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И, наряду с другими качествами, все чаще выделяется такое свойство, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений.

Что это такое Креативность? Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, генерировать новые идеи.

Ученые придерживаются трех точек зрения относительно развития креативности. Одни считают, что она присуща всем с рождения и увеличивается с возрастом. Другие – думают, что креативность снижается по мере взросления в связи с приобретенными знаниями. Третьи находят колебательный характер в развитии креативных способностей.

Так или иначе, любые способности, включая творческие, необходимо развивать, а дошкольный возраст прекрасно подходит для формирования нестандартного мышления и фантазии.

Работа с конструктором требует концентрации и одновременно развивает воображение, желание творить. С этой точки зрения конструкторы роботов ничем не уступают обычным конструкторам. Но с помощью робототехники развиваются и техническое мышление, и творческие способности. Недаром темы, связанные с детской робототехникой, обсуждаются на государственном уровне.

Так как реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. Именно использование обучения робототехники в детском саду вызывает большой интерес последние несколько лет.

В нашем детском саду занятия по робототехнике проходят в качестве платной дополнительной образовательной услуги. Мы занимаемся с конструктором МРТ Ханд.

Программа занятий подразумевает несколько этапов работы. Если быть очень краткой, то это: знакомство с конструктором и его особенностями; конструирование по образцу; конструирование с заданными условиями; работа с инструкциями и схемами; и, наконец, конструирование по замыслу.

Данный этап можно назвать итоговым в начальном дошкольном конструировании. Этап свободного творчества – дети описывают модель, которую хотят создать, самостоятельно определяют опытным путем, как преобразить конструкцию, по необходимости заменяют детали по своему усмотрению, проводят испытания на прочность и устойчивость; оценивают двигательные и динамические характеристики и возможности робота. Затем проводят презентации, сочиняют сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, в которых используют свои модели.

Именно этот этап работы с робототехникой становится самым плодотворным для развития креативности у детей.

Так, во время создания робота, ребенок раздумывает, планирует, каким будет его изделие. В этот момент педагог поощряет дошкольника оформить свои рассуждения, фантазии в речевой форме. И порой, благодаря паре наводящих вопросов, может родиться целая история, что способствует не только креативному мышлению, но и речевому развитию.

А такие игровые упражнения как: «Придумай название», где нужно придумать оригинальное название своему роботу; или «50 вариантов», где необходимо назвать нестандартные способы применения роботу; или «Юный маркетолог», где требуется сочинить рекламу для своей модели – эти несложные, на первый взгляд, задачи дают мощный толчок для генерирования идей.

Дети с восторгом отзываются на такие задания, ведь здесь они не могут быть неправы, здесь они могут сделать все по-своему. Страх ошибиться проходит и дает место желанию экспериментировать и придумывать что-то новое, необычное.

На данном этапе работы педагогу важно ненавязчиво и аккуратно развивать поисковую активность дошкольников: стимулировать задавать вопросы, искать ответы на них, предпринимать действия по изменению привычного состояния предметов, делать промежуточные выводы по работе с роботами, а в случае неудачных конструкций, поощрять к поиску новых идей.

Здесь удачным будет применение метода проектов, когда дети постигают всю технологию решения задачи - от постановки вопроса до представления результата.

К примеру, для прошлогоднего фестиваля Робототехники и Лего-конструирования наши воспитанники придумали и изготовили модель робота-дезинфектора. Дошкольники предварительно собрали информацию о том, как обрабатываются больничные палаты от вирусов и бактерий, после чего создали уникального робота, который мог бы обезопасить и облегчить жизнь сотрудников больниц и госпиталей. Так появился робот-дезинфектор «Чистюля».

Опыт занятий робототехникой с детьми показывает, что данная работа способствует развитию креативного мышления у дошкольников. В игре с конструктором создается неизменная ситуация успеха. Растет вера в себя, в свои способности, желание изобретать что-то новое. Появляется стремление преодолевать трудности, выполнять более сложные задания, по-новому смотреть на привычные вещи.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Робототехника как средство формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 07:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Робототехника как средство формирования креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Десятникова (УИ 754596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД