Мильгунова Надежда Борсовна
Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме
Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Образовательные задачи:
- Развития музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников :
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Формировать навыки основных танцевальных движений:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитательные :
- Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и
самостоятельность.
- Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие :
- Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои
оригинальные движения,
- Развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- Побуждать детей к творчеству.
Форма проведения : практическое занятие.
Материально-техническая обеспечение: помещение для занятий, аудио и видео аппаратура.
Структура мастер-класса.
1. Организационная часть.
2. Основная часть.
3. Практическая часть.
4. Заключительный этап. Рефлексия.
Ссылки на источники:
— А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. : СПб: ЛОИРО, 2000.
- А. И. Буренина «Коммуникативные игры» — 2007.
- Е. В. Горшкова «От жеста к танцу» — М. : Гном и Д, 2002.
- Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» — М. : Просвещение, 1981.
- А. А. Евдотьева Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!»,- Калуга, 2007.
План проведения мастер-класса.
1. этап. Приветствие.
2 этап. Знакомство с играми которые способствуют развитию ритмических навыков.
3 этап. Подведение итогов.
Ход работы.
1 этап. Приветствие.
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему : «Развитие музыкально - ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме».
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра для малыша — самая близкая и понятная форма занятия. Через игровой метод можно достичь гораздо более быстрого запоминания материала. Именно благодаря игре формируются важнейшие психические процессы: появляется образное мышление, развивается воображение и включается элемент произвольности.
Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых. Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков и творческого воображения.
Музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе.
У музыкальной игры существуют свои задачи:
развитие, обучение;
диагностическая — выявление талантов и способностей;
релаксационная — снять напряжение;
коммуникативная — предоставить средство общения;
компенсационная — дать ребенку то, чего ему не хватает;
терапевтическая — средство лечения различных заболеваний.
Сегодня я покажу вам приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических навыков.
1. Любое занятие можно начать с какого-нибудь
приветствия, например:
Игра «Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
2 этап. Знакомство с различными играми которые способствуют развитию ритмических навыков.
1). Ритмо – речевая игра «Капельки»
Цель: развивать у детей умение сопровождать действия ритмическими звукоподражаниями.
Музыкальное сопровождение : М. Раухвергер «Дождик» (диск 1; № 7)
Ход игры: назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М. Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.
Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал:
Вот одна, а вот другая,
Третья, пятая, восьмая.
Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов : бубнами, погремушками и др.
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения. Такую игру можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и на других занятиях и в начале дня.
2). А сейчас вашему вниманию я хотела бы предложить музыкально-дидактическую игру «Передай ритм», котороя направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт»ритм, хлопая в ладоши. Я в своей практике, если ребенок справился с заданием даю ему смайлик.
Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости, развивает внимание, чувство ритма, улучшает слуховую память.
3. Музыкальные пальчиковые игры
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Почему с музыкой лучше?
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
повышают общий уровень организации мышления ребенка.
. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь. Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Апельсин»
Цель: - развитие мелкой моторики рук.
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!
(«бегут» пальцами по столу)
4. Следующая игра которую мы проводим на занятиях называется «Цветик-семицветик» она помогает быстро запомнить названия дней недели, я предлагаю сыграть, мне нужно 7 человек. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т. д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, при этом проговариваются дни недели
Рассказывайте стихотворение и вместе изображайте движения, соответствующие тексту:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».(музыкальное сопровождение)
Эта игра проводиться для закрепления пройденного материала на занятиях по математики. Она способствует ориентировки в пространстве ребенка, улучшению двигательных навыков.
4. Муз. рук. : Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В танцах развиваем.
Игровое упражнение «Тетя-весельчак» муз. Гладкова.
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши
Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Прыжочки мои, вы прыжочки хороши
Прыжочки мои, вместе пляшем для души!
В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног. Вторая часть в соответствии с текстом.
3 этап. Подведение итогов.
Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.
Уважаемые коллеги! Наш мастер класс хочется закончить словами:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!