Ольга Румянцева
Консультации для воспитателей. Активизация словаря на занятиях ИЗО.
▼ Скачать + Заказать документы
Расширение запаса слов у детей – одна из задач, которые я ставлю перед собой, составляя план занятия. Чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развивает свою речь. Главным источником обогащения и активизации словаря детей – их жизненный опыт наблюдения, за окружающим, жизнью людей и природы. В моих перспективных планах по изо, очень много занятий, на которых мы рисуем (деревья, траву или явления природы –дождь, снег, солнца, радуга.) Все эти занятия требуют предварительного наблюдения в природе, а так же на картинах художников.
Публикация «Консультации для воспитателей, Активизация словаря на занятиях ИЗО,» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все свои занятия я планирую так, что перед тем как рисовать, лепить или пилить мы обязательно с детьми беседуем по теме занятия дети вспоминают, что они видели на прогулке с воспитателем,что наблюдали по дороге в садик или дома с родителями. Я стараюсь к каждому занятию подобрать рисунки, иллюстрации или репродукции с картин художников, чтобы иметь возможность показать детям и рассказать о тех или иных предметах или явлениях природы. Дети слушают, а потом я предлагаю им повторить мой рассказ, если им трудно это сделать я задаю вопросы на которые они отвечают предложениями. В конце каждого занятия мы обязательно рассматриваем работы детей, будь это рисунки или лепка или аппликация. Малышам задаю вопросы : например какая матрешка самая веселая, озорная, грустная, почему ты так думаешь? Или какое дерево стройное, какое кривое, какое старое или молодое почему ты так думаешь? Дети же старшего возраста уже сами рассказывают о своих рисунках. Можно услышать такие предложения: «У меня на рисунке получилось усталое дерево, у него ветки опускаются вниз» или «Моя птица – заботливая мама» она сделала гнездо и заботится о птенцах. Можно услышать и такое на вопрос почему у ежика так мало иголок. Денис сказал, что ежик старый и лысый. В своей работе я конечно опираюсь в основном на тот запас слов, которые дети получают на занятиях по развитию речи но и специфика занятий по изо соответственно обогащает словарный запас ребенка. Так у малышей еще правда в пассивном словаре,но уже есть такие слова как стека, палитра. На занятиях лепкой Кирилл поправляет Аню, не ножичек, а стека.
Для активизации словаря на занятиях по изодеятельности применяю различные методы и приемы наглядные у малышей, смешиваем краску белую и красную получаем розовый цвет, белую и синюю получаем голубой цвет оранжевый, фиолетовый.
Так же в средней группе говорю о колорите (сочетания красок) теплый и холодный. Рассматриваем иллюстрации-рисунки в книге
Репродукции - точные повторения
Барельеф-фигура частично выступает над фоном
Панно- картина для украшения помещений
Пейзаж – картина, на которой изображена природа
Портрет- изображение человека
Скульптура - объемное изображение
Тушь - жидкая краска
Гуашь – краска непрозрачная
Акварель – краска водяная прозрачная
Словесные методы (чтение стихов ; о весне, о зиме, о лете, об осени и т. д. Заучивание потешек кисонька –мурысинька, петушок, петушок –золотой гребешок, а так же загадки.
Каждое новое слово, с которым я знакомлю детей на занятиях сначала разъясню.
Натюрморт – мертвая натура (Франция)
Палитра – дощечка, бумага на которой художник разводит краски
Стеки - инструмент для лепки
Шликер – глина жидкая с клеем
Барельеф - выступает над поверхностью
Аппликация – прикладывание
И конечно же одним из эффективных средств обогащения и активизации словаря детей – является знакомство с художественной литературой.
Мы рисуем во 2 мл. гр. «Яблоко» по стих. Я. Акима.
Воздушные шарики для Вини – пуха
«Ветер по морю гуляй» - Пушкин.
Лепим по патешкам: «Ай качи – качи»
«Ой ладушки, ладушки»
Помогаем доктору Айболиту
«Как на нашем на лугу»
«Миски для трех медведей»
В средней группе: рисуем Кошкин дом «Дон, дон загорелся Кошкин дом
Щуку по сказке Емеля
Лепим Посуду для Федоры
Сказка Заяц и еж
Котят по стих. Маршака
В старшей группе рисуем Осень
Осень наступила унылая пора
Поздняя осень грачи улетели
Зима
И вот сама идет, вечор ты помнишь…
Весна
Зима не даром злилась
Ветер по морю гуляет
Лепка Царевна лягушка, лиса и кувшин ховрошечка, Дядя Степа.