Получи документы

Консультация для воспитателей «Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников»

Ирина Анисимова
Консультация для воспитателей «Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок познаёт окружающий мир, воспринимая целостность и разделённость его явлений через слова. Слова могут сопоставляться или противопоставляться как по форме (звучанию и написанию, так и по содержанию (значению слов). Во второй половине XX века в языкознании для обозначения сопоставляемых явлений стал применяться термин «оппозиция» (от лат. оppositio – противоположение). Понятие «оппозиция» используется для противопоставления двух или нескольких однородных единиц языка с целью выявления различий между ними.

Публикация «Консультация для воспитателей „Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников“» размещена в разделах

Французский лингвист Ш. Балли говорил о том, что абстрактные понятия в нашем сознании заложены парами, каждое из слов, так или иначе, вызывает представление о другом.

Тексты сказок всегда были источником познания мира детьми. Образы, заложенные в сказках, отражают пространственные и временные, качественные и количественные оппозиции : долго ли - коротко ли, между небом и землей, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, чудо чудное, диво дивное.

Сказки, с одной стороны, представляют собой богатый оппозициями материал, с другой стороны, имеют форму, приемлемую для восприятия лексических понятий детьми дошкольного возраста.

Я проанализировала программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения. И сочла возможным и необходимым дополнить список произведениями, в которых словесные оппозиции проявляются наиболее ярко, в частности, сказками Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера, «Сказками для мультфильмов» Г. Остера.

Анализ исследований по обогащению словаря детей 5 – 6 лет показал, что специфических работ, подробно и структурно описывающих методику работы над оппозициями, на данный момент не существует. Я считаю, что изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции представляет собой благоприятную возможность для расширения словарного запаса дошкольника и вижу актуальность создания теоретических и практических материалов по этой теме.

В связи со спецификой возраста детей я опираюсь на классификацию, предложенную в словаре лексикологических и фразеологических терминов:

1. Явная оппозиция : активный словарь – пассивный словарь;

2. Бинарная оппозиция (двучленная) ;

3. Многомерная оппозиция;

4. Привативная оппозиция (член оппозиционной пары относится к производному члену с отрицательным значением: свободное словосочетание / несвободное словосочетание) ;

5. Непривативная оппозиция (разнокорневые члены оппозиционной пары : лексическое значение/грамматическое значение) .

В качестве оппозиций в нашей работе мы отобрали слова, относящиеся к эквиполентной оппозиции : синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.

Словарная работа в ДОУ занимает важное место в развитии речи. Своевременное развитие словаря – это :

• важное условие умственного развития ребёнка (т. к. бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребёнка) ;

• один из важных факторов подготовки ребёнка к школе;

• влияние на эмоциональное, нравственное развитие ребёнка.

Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Благоприятную возможность для расширения словарного запаса дошкольника представляет собой изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции, так как оппозиция проявляет и демонстрирует системные связи, существующие в природе, обществе, мышлении, языке, речи. Оппозиты являются необходимым средством классификации знаний человека о мире. Пытаясь разобраться в явлениях окружающего, ребёнок стремится всё классифицировать. Чувствуется тяга ребёнка к симметричности, к такой классификации явлений мира, где каждому явлению есть противоположная пара.

Оппозиции в системе русского языка отображаются через явления многозначности (полисемии) и омонимии, наблюдаются в синонимических рядах, антонимических парах и паронимах. Существуют более тонкие аспекты восприятия оппозиции в языке, но на уровне речевого развития дошкольников я их не рассматриваю.

В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта: 1) освоение ребёнком значения слова, соотнесённости слова с предметом или явлением реального мира; 2) усвоение слова как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами. Бедность словаря мешает полноценному общению и развитию ребёнка. С методической точки зрения, словарная работа - один из важных факторов подготовки ребёнка к школе.

Я считаю, что сказка – наиболее благоприятный материал для освоения понятия оппозиция, позволяющий расширить словарный запас детей и упорядочить их представление об окружающем мире. Этому способствуют как народные, так и авторские сказки.

Помимо выразительного чтения сказок «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», «Финист – ясный сокол», «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в переводе Б. Заходера, «Сказки для мультфильмов» Г. Остера, я провели беседу, сделала образы главных героев сказок участниками и помощниками на наших занятиях.

Публикации по теме:

Создание условий для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ детский сад №99 Краснова Екатерина Александровна Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание.

Использование игровых обучающих ситуаций и мнемотехники в формировании словаря старших дошкольников. В играх –драматизациях формируется умение воспроизводить содержание знакомых сказок, рассказов; развивается интонационная выразительность.

Мастер-класс по лепке «Баба Яга»Мастер-класс по лепке «Баба Яга» В старшем дошкольном возрасте расширяются задачи развития детского творчества. У ребят проявляется стремление не только передать форму,.

Методическое исследование Тема: «Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР» Глагольная система является важным компонентом языковой системы речи ребенка. Глагол - это одна из самых больших частей речи в современном.

Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря «Федорино горе» (средняя группа) Непосредственно-образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ» Образовательная область «Речевое развитие». «ФЕДОРИНО ГОРЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА Задачи:.

Обогащение словаря дошкольников. На пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в разнообразных грамматических.

Обогащение словаря у дошкольников Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР.

Ознакомление с трудом взрослых как средство обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Пластилиновая живопись как средство обогащения содержания работы по лепкеПластилиновая живопись как средство обогащения содержания работы по лепке Одной из основных задач, стоящих перед современной психолого-педагогической наукой и практическими работниками ДОУ, является полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников»
Опубликовано: 16 августа 2015 в 18:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Оппозиции сказочных текстов как средство обогащения словаря дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анисимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД