Татьяна Диокер
Консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. [5]
В нашей группе оздоровительной направленности жизненное пространство строится так, чтобы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе выделены такие зоны как: зона сюжетно - ролевых игр, театрализованная зона, зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, познавательно - речевая зона, физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона, мини лаборатория, зона художественно-творческой деятельности детей.
Каждый ребенок имеет самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Созданные развивающие зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр.
Вся предметно-развивающая среда способствует речевому развитию детей, так как разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Как заметила в своё время Е. И. Тихеева «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Насыщая групповое пространство, предусматривалось, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Оснащая группу современным игровым и дидактическим оборудованием, не исключаем возможность изготавливать пособия своими руками, позволяющие обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Это развивающая игрушка «Ферма», «Сундучок сказок» и др.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Познавательно-речевой уголок «Речецветик» - это уголок игрового общения, это и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Подобранный речевой материал, а это и дидактические игры и пособия легко и непринужденно развивают и совершенствуют речевые навыки детей.
Изготовленное пособие «Речевые кубики» способствует самостоятельным играм детей в свободное время, закрепляя материал отработанный на занятиях. Оно многофункционально, каждый кубик имеет свое название и отражает цель его использования («Зарядка для язычка», «Сенсорик», «Звуковая лесенка», «Речь, ритм, движение», «Звукарик», «Цветной», «Сочиняйка», «Сочитайка», «Слоговой», «Образуй словечко». Использование этого пособия позволило расширить речевую среду, создать у детей самостоятельную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками, а также дает детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения задания. [7]
«Уголок природы»- одно из средств развития словаря. В программе детского сада мы с вами не найдем указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. А отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. [6]
Разнообразные виды театров играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, это оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
При театральной игре дети становиться и актёрами, и режиссерами, и сценаристами своего спектакля. Они придумывают сюжет, проговаривают его, озвучивают героев, проговаривают их переживания, что и оказывает большое воздействие на развитие речи детей: интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей. Для развития сюжетно ролевой игры необходим большой словарный запас, а поэтому накопленный целесообразный подбор игрушек и игровой материал создаёт «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности». Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детской игры. Для детей младшего дошкольного возраста это игрушки, позволяющие развернуть игру в семью, магазин и т. д. Для детей старшего возраста подобраны игрушки которые обеспечивают игры на трудовые темы и игры, отражающие общественные события и явления.
«Уголок книги» - это особо, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Книги, сделанные своими руками, пользуются особым вниманием. Стихи и рассказы, изображенные мнемосхемами, позволяют детям самостоятельно читать стихи наизусть и составлять описательные рассказы. Периодически устроенные тематические выставки – углубляют литературный интерес детей, делают особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Все это влияет на развитие речи детей и пополняет их словарный запас. У детей формируется новое, особое отношение к языковым явлениям – ярко выражается реакция на слово, интерес к нему, дети неоднократно воспроизводят, обыгрывают, осмысливают его. Поддерживая и развивая детскую впечатлительность, интерес к слову – решается одна из важных задач в воспитании «любовь к литературному произведению», ибо, как сказал С. Я. Маршак, «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – есть то, что мы так ценим в читателях». [4]
Рядом с зоной «Книжный уголок» в группе расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности.
Зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, физкультурно-оздоровительная зона, экологическая зона, зона мини лаборатории также способствуют эффективному обогащению словаря, так как нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием. Во всех этих зонах дети знакомятся с разными значениями одного и того же слова, что обеспечивает семантически адекватное его использование, формируется обобщенное представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания. [1]
Наталья Анатольевна Стародубова указывая на важность словарной работы, говорила о том, что реальное употребление слова в речи — это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к обучению в школе.
Как показывает моя многолетняя практика работы в детском саду, правильно организованная предметно - развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Литература:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С. 32 – 34.
2. Ботова Ю. А. Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - №3. – С. 64.
3. Железнова С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти / - Ульяновск, 2001. - 72 с.
4. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова Ребенок и книга. / - М. : Просвещение, 1992
5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / - М. : Линка-Пресс, 2004. -174 с.
6. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №3. – С. 31.
7. Шинкаренко Л. И. Проект «Речевой куб» //Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №1. – С. 54.