Ирина Щетинина
Использование физкультминуток на занятиях (Консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ
НА ЗАНЯТИЯХ
Все виды физических упражнений – такие как подвижные игры, гимнастика, физический труд, игры с элементами спорта, включаются в понятие – активный отдых. Весь этот комплекс направлен на предупреждение или снятие утомления у детей, ускорение восстановительных процессов в коре головного мозга, улучшения кровообращения в отдельных органах.
Этой же цели служат физкультурные паузы и физкультурные минутки.
Публикация «Использование физкультминуток на занятиях (Консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
При проведении физкультурных пауз и минут путем двигательной активности создаются новые очаги возбуждения в коре головного мозга, которые вызывают торможение в ранее возбужденных участках, снимая тем самым утомление.
Для того, чтобы физкультурной паузой или минуткой достичь нужного эффекта нужно, чтобы физическая нагрузка была достаточной для детей. Малые физические нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие нагрузки имеют даже отрицательный эффект.
Значит, особенно важно правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультурных пауз и минут.
Дозировка физической нагрузки зависит от подбора физических упражнений.
Основные принципы построения комплексов физических пауз и минут:
• Упражнения на различные группы мышц;
• Применение средней степени физической нагрузки;
• Избегать однообразия, поддерживать у детей постоянный интерес к физкультурным упражнениям.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха. Существует две формы организации детей для проведения физкультурных пауз :
1. Самостоятельные выполнения детьми движений;
2. Фронтальное выполнение физкультурных упражнений под руководством воспитателя.
Самостоятельное выполнение детьми физкультурных упражнений в физкультурной паузе, преследует цель научить целесообразно использовать время между занятиями.
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить в помещение необходимое оборудование и пособия: создать условие, вызывающее интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Важно, чтобы дети хорошо усвоили правила пользования предложенным инвентарем.
При проведении физкультурных пауз особенно важно следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки.
НАПРИМЕР: детям предлагалось выполнить комплекс упражнений с мячом или предлагалось разделиться на 2-3 группы:
Первая группа набрасывает кольца в игре «кольцеброс», а вторая – играла кеглями. Но такой вариант может привести к передозировке физической нагрузки.
Организационный (фронтальный) метод проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физкультурных упражнений, подвижных или хороводных игр.
Подвижная игра служит средством эмоциональной разрядки, а сочетающийся с ней комплекс упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Этот комплекс составляется из знакомых детям упражнений, активизирующих основные мышечные группы.
Пример физкультурной паузы в разновозрастной группе (5-7) лет между занятиями по развитию речи и рисованию.
Дети строятся в круг, идут по кругу, чередуя движения: 4 шага на носках и на пятках, 4 шага – обычной ходьбы с хлопками рук. Затем проводится игра «Затейники»(ровным кругом). Каждый «затейник» предлагает 1 упражнение. Каждое упражнение выполняется 3 раза. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети идут, держась за руки, на носках на занятие по рисованию.
Длительность физкультурной паузы для детей старшего дошкольного возраста 5-8 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие. Игры не должны быть большой подвижности.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТЫ
Это кратковременные перерывы на занятиях 1-2 минуты для проведения физкультурного упражнения с целью предупреждения утомления сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минуты диктуется характером и содержанием занятия. В среднем это будет 12-ая – 14-ая минута занятия, т. к. именно в этот период начинает проявляться у детей двигательное беспокойство и отмечается наибольшее число отвлечений.
Подбор физкультурных упражнений зависит от специфики проводимого занятия. На занятиях по рисованию, лепке следует основное внимание направить на активное сгибание и разгибание пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т. д. На занятиях по развитию речи и математике и др. следует предложить упражнения для мышц спины, потягивания с глубоким дыханием через нос.
1. Упражнения должны оказывать положительное воздействие на организм детей, улучшать функциональную деятельность тех органов и систем, которые до этого находились в состоянии покоя.
2. Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.
3. Упражнения должны органично входить в содержание занятия.
4. Выполнение упражнений должно идти в спокойном темпе (в темпе дыхания ребенка) и сопровождаться формированием навыков рационального дыхания.
Физкультурная минута может сливаться с содержанием занятия. Например: на занятии по счету воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и отпустить руки, постучать, попрыгать и т. д.) на 1 раз больше или меньше и т. д.
В ряде случаев физкультурная минута может носить отвлеченный от занятия характер. Например: на занятии по конструированию в подготовительной группе.
1. И. п. : - сидя за столом, руки свободно лежат на столе. Непрерывно сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх и опустить на стол (3раза).
2. И. п. : - сидя за столом, руки внизу, пальцы сцеплены; 1-2- поднимая руки вдоль туловища и поворачивая их ладонями к верху, потянуться – вдох, 3-4- вернуться в и. п. - выдох (3раза).
3. И. п. : - стоя за столом, руки на поясе. Повороты туловища вправо, влево (3 раза).
Или: 1. «Потягивание»
И. п. : - руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Руки в стороны, ладони вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклониться назад и потянуться (вдох, слегка отклониться вперед (выдох) – 4 раза.
2. «Приседание»
И. п. : - подняться на носки, руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуты, присесть на носках, колени развести. Спина прямая, руки вперед ладонями внутрь, кисти сжаты в кулак, встать подняться на носки, руки к плечам, присесть вернуться в и. п. Дыхание не задерживать – (4 раза).
3. «Наклоны туловища»
И. п. : - ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх. Выпрямиться и вернуться в и. п. Темп медленный.
Очень любят дети упражнение сопровождающиеся стихотворным текстом:
«Буратино потянулся – 1-2,1-2
Буратино повернулся - 1-2,1-2
Руки в стороны развел – 1-2, 1-2
Наклонился и пошел – 1-2, 1-2»
***
«Также ножкой: топ, топ, топ
А в ладошки: хлоп, хлоп, хлоп
Раз головкой так кивни
Обе ручки протяни
Раз сюда, два сюда
Вот и все- здесь нет труда»
***
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше»
***
«Раз – присядка, два – прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок-
Заячья зарядка!
Покажите как?»
***
«Птичка скачет,
Словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает без оглядки –
Это птичкина зарядка!
Так сумеете?»
***
«Умеют все малыши
С носочков стать а пятку.
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться»
***
«Мы выходим на площадку,
Начинается зарядка:
Шаг на месте, два вперед,
А потом – наоборот»
***
«Попрошу сидящих встать
И команды выполнять
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Отпустите! Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!»
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАБАВЫ ЗИМОЙ
Предложенные игры, забавы помогут сделать зимнюю прогулку эмоциональной. Большинство из них основано на естественных движениях: ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков.
1-е упражнение: «Следопыты» - воспитатель ходит по чистому снегу, ребенок идет за ним, ступая след в след. Варианты в зависимости от того, как пройдет взрослый.
2-е упражнение: Перепрыгнуть из следа в след, двумя ногами.
3-е упражнение: Добежать до определенного дерева, сугроба, обежать его несколько раз, пробежать вокруг, взявшись за руки, змейкой, или между расставленными какими-нибудь предметами, игрушками покружиться парами.
4-е упражнение: Нужно чередовать бег с ходьбой, чтобы не перегреться.
5-е упражнение: Перепрыгнуть через ком снега с места или разбега, попрыгать вокруг него на 1-ой ноге, на двух, проскакать галопом, притопывая ногами и хлопая в ладоши.
6-е упражнение: Можно использовать скамейку : пройти по ней, перешагнуть ее, спрыгнуть с конца, обежать, пройти, приседая или разойтись, не задев друг друга.
7-е упражнение: Для различных упражнений годятся прутья, палочки. Воспитатель держит прутик на уровне груди или пояса ребенка. Нагнуться, пройти под прутиком, не коснувшись его. Опустить ниже, до уровня колен, бедер ребенка, предложить перешагнуть. Две палки поставленные шалашом, удобны для подлезания.
8-е упражнение: «С санками», «Успей первым»
2-е – 3-е санок ставить параллельно на расстоянии 2-3 шагов. Обежать, сесть первым. Стать на санки, сойти с них. Ребенок садится на конец санок, отталкиваясь ногами, продвигаясь до определенного ориентира (дерева, обежать вокруг дерева (эстафета или соревнование) – вернуться.
9-е упражнение: Метание снежков в цель, вверх, выше дерева, выше елки, через нее, вдаль: «Брось дальше, чем я», «Забрось за флажок», «Метать левой и правой рукой».
Так как у нас в Крыму снег бывает очень редко, то мы вместо снежков используем шишки, которых у нас достаточно, а игру «Следопыты» проводим так - воспитатель шагает, а ребенок должен поставить свою ногу точно в след, убранной ноги воспитателя, игру называем «По болоту».
И конечно же воспитатель должен следить за техникой безопасности при игре с санками, с снежками или шишками, объясняя детям как надо кидать снежок или шишку, чтобы не попасть кому-то в лицо или голову.