Татьяна Забоева
Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата проведения: 02 февраля 2018 года
Место проведения: Детский сад № 16
Возрастная группа: 4-5 лет
Время проведения: 9.00-9.20
Форма: НОД
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Составление творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»
Публикация «Конструкт по составлению творческих рассказов по картине „Играем в детском саду“» размещена в разделах
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Учебно-методический комплект:
• Примерная ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Москва, 2015г. ;
• Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. Сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
• Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика – Синтез.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и материалы: репродукция картины "Играем в семью"; картинки-схемы - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов; ре-продукция картины "Играем в семью" в разрезанном виде, «Подзорные трубы»,
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ.
Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей вос-питанников группы
Образовательные:
• закрепить умения детей составлять творческие рассказы по картине методами ТРИЗ;
• закрепить знания эмблем этапов и умение правильно их озвучивать;
• формировать умение детей выделять объекты, находить взаимосвязи между объектами, изоб-раженными на картине;
Развивающие:
• развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
• развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине ме-тодами ТРИЗ
• активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и вза-имодействий объектов);
Воспитательные:
• воспитывать умение слушать других, не перебивая. • Семен: учить отвечать полными предложениями.
• Дима, Артем: воспитывать усидчивость, умение не перебивать, дослушивать рассказы детей до конца;
• Лиза: побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса.
Планируемый результат:
• Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
• Дети определили все объекты и взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.
• Дети запомнили эмблемы этапов и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»;
• Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
• Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объ-ектов.
• Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детско-го развития.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится ак-тивным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
• Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
• Воспитание через взаимодействие.
• Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
• Принцип доступности.
• Принцип наглядности.
• Принцип осознанности и активности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип индивидуального подхода.
Принципы развития речи:
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
• Принцип обеспечения активной языковой практики.
Ход НОД
Последовательность дея-тельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый
результат
1. Этап организации и мотивации
Задача: организовать де-тей на предстоящую дея-тельность
Беседа, вопро-сы, загадки, эмоциональное стимулирование Педагог стимулирует любознательность, интерес, мотивирует детей к деятельности. - Ребята, к нам сегодня пришла посылка. А прислали нам ее ребята из другого детского сада. Хотите узнать, что в ней?
Педагог актуализирует знания детей
Отгадайте загадку:
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -(картина)
- Вам интересно, что это за картина, и что на ней изображено? (да)
Отгадайте:
Стоит дом, дети в нём,
Играют, веселятся,
Отдыхают, спать ложатся,
Родители придут, домой их уведут! (детский сад) Осознание детьми мо-тива деятельности.
Эмоциональный от-клик на игровую ситу-ацию.
Актуализация знаний.
Присутствует эмоцио-нально-ценностное отношение к совмест-ной деятельности
2. Этап организации си-стемы игр и творческих заданий по освоению ме-тода.
Задача: побуждать детей на совместную деятель-ность. Беседа
Педагог организует игры и творческие задания ре-алистического и фантастического плана.
Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, хотят нам рассказать о своих играх в дет-ском саду, а чтобы нам было не скучно, они при-слали нам невидимых волшебников.
- Хотите поиграть с картиной?
Тогда давайте начнем
Воспитатель выносит картину. Дети рассматри-вают.
- А с невидимыми волшебниками мы немножко знакомы.
Включение детей в игры и творческие за-дания. Включение де-тей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
Дети проявляют инте-рес к совместной дея-тельности.
2.1 Этап
«Определение состава картины».
Задача: обучить мысли-тельным действиям, ве-дущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Учить отвечать полными предложениями.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.
Помочь запоминать эм-блему и озвучивать прави-ло Беседа, упражнение,
поощрение
- Как зовут первого волшебника? (Дели).
Педагог вывешивает эмблему данного этапа и просит детей и запомнить правило волшебника «Смотрю на картину и называю объекты».
В какую игру любит играть этот волшебник? (в иг-ру «Подзорная труба»)
Для этой игры нам понадобятся вот такие трубы. (Выносит корзину с бумажными трубочками).
- Что нужно делать с помощью этой подзорной тру-бы? (Находить объекты)
- Правильно, молодцы! По очереди вы будете наво-дить подзорную трубу на какой-либо объект на кар-тине и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине, в конце посмотрим, кто назвал больше всех объектов, кто самый внимательный.
Показываю пример: Когда я смотрю на картину, я вижу….
У педагога приготовлены схематичные изображе-ния объектов картины. По ходу называния детьми объектов, педагог вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложения-ми.
- Илья, какой объект ты увидел. Хочешь его опи-сать?
В итоге перечисляются все названые объекты. Пе-дагог хвалит детей, выделяя самых внимательных.
- Какие ребята вы молодцы! Как много объектов вы увидели в свои подзорные трубы. Вам понрави-лось играть с волшебником "Дели"?
Педагог просит детей повторить правило вол-шебника Дели «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило. Дети правильно пере-числяют объекты на картине. Отвечают полными предложени-ями.
Дети запоминают схе-му этапа и называют правила.
Дети активизируют словарь.
2.2 Этап
«Установление взаимо-связей между объектами на картине».
Задача: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине. Поддержи-вать проявление субъект-ной позиции ребенка в ре-чевом общении со взрос-лыми и сверстниками.
Помочь детям запоми-нать эмблему и озвучи-вать правило
Беседа
- Ребята, а теперь волшебник "Объединяй" предла-гает нам поиграть в игру "Сыщики" и запомнить его правило «Один объект связан с другим".
Педагог вывешивает эмблему и просит детей за-помнить правило.
- Поиграем в игру «Сыщики», раскроем тайны кар-тины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.
- Мальчик с девочкой (они между собой связаны, потому что разговаривают между собой).
- Мальчик и телефон (они взаимосвязаны, потому мальчик говорит по телефону).
- девочка и коляска (они взаимосвязаны, девочка везет коляску, и т. д.
Последовательность объединения объектов полу-чается случайная, в зависимости от выбора детей. Педагог соединяет линиями названные объекты.
- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками).
- С кем играли? (мы играли с волшебником «Объ-единяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на кар-тине).
Педагог просит детей повторить правило вол-шебника "Объединяй" : «Один объект связан с дру-гим". Дети играют в игру "Сыщики" - объясня-ют взаимосвязи объ-ектов изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
Дети правильно объ-ясняют взаимосвязи объектов изображен-ных на картине. Про-являют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.
Дети запоминают схе-му этапа и называют правила.
2.3 Физ. минутка
Задача: Расслабить мыш-цы рук, спины и груди.
Беседа,
упражнения А теперь наши волшебники предлагают нам всем немножко размяться
Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два кота (наклоны туловища)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Дети отдыхают, вы-полняют упражнения по музыку Дети эмоционально и физически раскрепо-щены.
3. Этап продуктивной де-ятельности.
Составление рассказов от лица разных объектов.
Задача: организовать про-дуктивную деятельность.
Упражнять детей в уме-нии перевоплощаться, со-ставлять связный творче-ский рассказ от первого лица. Воспитывать умение слушать других, не пере-бивая их. Практическая работа Педагог и организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изобра-жено, как дети в детском саду играют в семью.
Волшебник «Превращалкин» предлагает вам поиг-рать в игру «Волшебная шляпа». Хотите поиграть?
Педагог предлагает взять тот объект картины, в который бы ребенок захотел превратиться.
- Возьмите на столе любой понравившийся объект картины, а волшебная шляпа превратит вас в него, чтобы вы могли сами рассказать нам о том кто или что вы, что на вас надето, что вы делаете, что чув-ствуете?
- На картине три главных сюжета. Кто хочет по-участвовать в первом сюжете? (во втором, третьем). Дети составляют рас-сказ от имени героя (объекта) картины, объединяясь в сюжет. Дети проявляют ак-тивность в продуктив-ной деятельности - со-ставление рассказа, проявляют речевое творчество в составле-нии рассказа по кар-тине методами ТРИЗ и рассказа по теме, предложенной воспи-тателем. Дети прояв-ляют умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии.
Задача: развивать умение детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грам-матически правильную диалогическую и монологи-ческую речь.
Беседа, вопросы Педагог стимулирует детей к самоанализу соб-ственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с кар-тиной).
- Как мы это делали?
- С какими волшебниками мы познакомились? ("Дели", "Объединяй", "Превращалкин").
- В какие игры мы играли? (сыщики, подзорная труба, волшебная шляпа).
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понрави-лось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивают соб-ственную деятель-ность, осознают метод и возможности его ис-пользования.
Дети проявляют уме-ния строить связную грамматически пра-вильную диалогиче-скую и монологиче-скую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ.
Задача: побуждать детей к обсуждению своих дей-ствий Оценивание
работ, вопросы, беседа Педагог оценивает уровень оригинальности работ
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Чья частичка рассказа вам понравилась больше?
-Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы! Дети отвечают на во-просы, высказывая свое мнение Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсужда-ют свои действия.
6. Открытость.
Задача: ориентировать детей на самостоятель-ную деятельность. Беседа - Ребята, которые прислали нам картину, решили нам подарить игру "Собери картинку". А еще мы с вами можем сами поиграть в игру "Семья". Хотите поиграть? Дети высказывают свое мнение. Дети принимают пред-ложение, заинтересо-вываются предстоящей деятельностью.