Татьяна Рожкова
Обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи»
Публикация «Обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картинок, Развитие связной речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (Т. Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» с. 54).
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей.
Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок
Разработан план обучения, который представлен в таблице
Таблица План обучения.
Этапы
обучения Задачи каждого этапа
1. Работа над развитием речевого аппарата.
- Развивать правильное звукопроизношение.
-формировать умение интонационно выделять какой – то звук, вслушиваться в произношение.
-Постановка правильного дыхания.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.
-Проводить беседы о рассматриваемых предметах (название, детали предмета, внешний вид).
-Растолковывать значения новых слов с помощью нескольких приемов:
• контекстуальный,
• подбор синонима, антонима,
• наглядный,
• развернутое описание.
3. Формирование грамматических навыков правильной речи.
-Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи.
-Учить детей правильно употреблять слова в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже.
-Добиваться осознанного построения предложений.
4. Работа над связной речью.
-Учить детей рассуждать, продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому.
-Учить детей выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное.
-Учить детей строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
5. Формирование умения воспринимать высказывания. -Развивать речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности.
-Учить полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей – то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.
6. Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа. -Познакомить детей с особенностями текста, научить детей отличать текст от других речевых единиц и доказывать свою точку зрения.
-Формировать умение определять тему и основную мысль текста.
7. Работа над словом, словосочетанием, предложением. -Формировать умения грамотно строить предложения, словосочетания, т. е. осуществлять процесс развития умения составлять рассказ по сюжетным картинкам по трем направлениям: лексическому, синтаксическому и связной речи.
-Развивать словарный запас на основе художественных произведений (работы с авторским словом, подбора синонимов и т. д.).
8. Формирование умения использовать выразительные средства языка в речевой деятельности. -Отрабатывать навыки сценической речи.
-Развивать умение пользоваться мимикой, жестами.
9. Обучение умению составлять рассказ по сюжетным картинкам -Учить детей рассматривать, анализировать иллюстрации.
-Учить правильно определять последовательность картин.
-Формировать умения улавливать сюжетную линию и определять основную мысль картинок.
-Развивать умения соотносить свое высказывание с сюжетом и отражать в тексте основную идею картинок.
-Обучать планированию рассказа по сюжетным картинкам.
-Учить последовательному и связному изложению мыслей.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Работа над развитием речевого аппарата.
Можно предложить детям следующие интеллектуальные игры и задания:
1. игра в слова (фрукты, овощи, деревья, мебель и т. д.)
2. «Признак» : (железо – железный, бумага -, стекло -)
3. подбор антонимов (мокрый – сухой)
4. подбор синонимов (дом – терем, дворец)
5. - подбор прилагательных (собака (какая) большая, лохматая, веселая)
- «Что бывает зеленого цвета? (помидор, ель, трава, дом и т. д.)
- «Узнавание»
Например, зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза.
6. «Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами – действиями, например:
учитель – учит, кузнец - …
7. «Сравни».
А. По вкусу – лимон и мед
Б. По цвету – грушу и сливу
В. По высоте – куст и дерево
Г. По ширине – река и ручеек
Д. По росту – взрослый человек и ребенок
Е. По длине – червячок и змея.
Также в приложении будут предложены упражнения для постановки правильного дыхания.
Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа.
Надо отметить одну важную особенность на данном этапе – все перечисленные умения (определять тему, основную мысль) можно развивать одновременно, причем не только на занятиях развития речи, но и природного мира, художественной литературы, рисования.
Для того чтобы ребята осознали особенности текста, им необходимо предложить различные языковые единицы: словосочетания; набор предложений, не связанных по смыслу; текст; отдельные слова:
Зеленый лес, прекрасная осень, солнечный луч, задумчивый человек, приятный взгляд.
Он был добрый. Всех лечил добрый доктор Айболит. Жил был доктор Айболит. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Больше всех на свете доктор любил зверей. С утра было светло и тихо. Низкое солнце ослепительно блестело. Тишину иногда нарушал резкий крик дроздов. Листья с березки падали на темные, серые дорожки аллеи. Опавшие листья – это вестники будущих ненастных дней. На сердце было немножко грустно. Прекрасно, золото, гремит, шалость, друг, проводить, уныло, правда, верность, отвага, вернуться.
1. Фрагмент образовательной деятельности:
1). Задание: прослушать разные языковые единицы и, сравнив их, сделать вывод.
С помощью педагога дети делают вывод, что первый раз воспитатель читал словосочетания, потом предложения, текст, просто набор слов
- Чем отличается текст от слов?
- Чем отличается текст от словосочетаний?
- Чем отличается текст от предложений, ведь текст тоже состоит из предложений, значит, нет отличий между предложениями 3 и 2 столбиков? Докажите свою точку зрения (дети определили, что в тексте предложения связаны по смыслу).
Педагог обобщает, что главная отличительная особенность текста – связность, т. е. все предложения связаны по смыслу.
- А если мы переставим предложения в тексте. Что-нибудь изменится? Сохранится ли связность текста? (не все дети ответили сразу). Поэтому дошкольникам было предложено изменить порядок предложений и посмотреть, что получилось. (После чего все дети ответили, что связь нарушилась).
Воспитатель обобщает, что в тексте важна не только связь предложений, но и их последовательность. Значит, текст должен быть связным и последовательным.
2). Практическая работа:
- Прослушайте внимательно предложения второго столбика. Можно ли из этих предложений составить текст? Как?
Должны получиться следующие варианты:
Жил – был доктор Айболит. Он был добрый. Больше всех на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Всех лечил добрый доктор Айболит.
Жил-был доктор Айболит. Больше всех на свете он любил зверей. Всех лечил добрый доктор Айболит. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Он был добрый.
- Докажите, что у вас получился текст.
- Если тот и другой – текст, то почему вы по–разному распределили предложения? Значит кто–то не прав? Объясните свою точку зрения.
Действительно, получился текст.
- Что общего у этих текстов? В чем отличия?
Правильно, и в первом и втором тексте рассказывается об Айболите. Значит, есть еще одна особенность текста. Какая? (тема).
В первом тексте важно, что добрый доктор лечил всех, а во втором то, что он был добрый.
3). Работа с книжной полкой.
Педагог специально подготавливает необходимые книги: В. Бианки «Лесная газета», «Приключение муравьишки», Гаршин «Лягушка – путешественница», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Дети делают вывод, что по названию можно определить тему текста.
- Сможете ли вы теперь объяснить, зачем необходимо озаглавливать текст? (Чтобы понять, о чем автор будет говорить, т. е. понять тему).
- Озаглавьте составленный нами текст («Айболит»).
- Попробуйте озаглавить мой текст (воспитатель прочитывает его еще раз).
Например: «Осень», «Осенний день», «Опавшие листья».
- Согласны ли вы с этими заголовками?
- Что же получается, что к одному и тому же тексту можно подобрать несколько заголовков?
После того, как дети усвоят данные термины, необходимо отработать их на практике
1. Ниже приведены примеры вопросов при работе с текстом:
- Докажите, что перед вами действительно текст.
- О чем говорится в том или ином тексте?
- О чем хотел предупредить нас автор?
- Чему учит эта история?
- Подберите свой заголовок для этого текста, обоснуйте свой выбор.
- С какой целью автор рассказал нам эту историю?
- Найдите мораль басни.
- Чему учит мораль басни?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в …
- С какой целью автор написал такое произведение?
- Составь из предложений текст. Получился ли текст? Докажи. Озаглавь его.
2. Дошкольникам необходимо давать возможность оценить собственные ответы и ответы друзей:
- Получился ли у твоего друга связный, последовательный текст?
3. Также детям можно предложить следующие задания:
- подбери начало к данному тексту;
- подбери заключение к тексту;
- по началу и заключению определи, о чем пойдет речь в тексте.
«Работа над словом, словосочетанием, предложением»
Поскольку очень много было допущено ошибок именно в построении предложений, подборе нужного слова, то пройти мимо этой проблемы было невозможно.
.
Приведем примеры необходимых упражнений:
1. Составь предложения из слов.
2. Вставь в предложения пропущенные слова, например, вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные:
Этот…. дождь с грозой расшевелил ежика, спавшего всю зиму под… кустом, под… слоем листвы. Еж стал развертываться, а листва над ним – подниматься.
Вот он развернул… мордочку и …. носик высунул. Только высунул, вдруг…. ветер шевельнул…. Листьями, и вышло из этого шума явственно: «Е-ш-ш-ш».
Как тут не испугаться! В одно мгновение еж свернулся клубочком и сколько – то времени пролежал так, будто нет его…., в… листве. Когда же времени прошло довольно много, еж опять стал развертываться, но только поднялся на ноги, вдруг из тех же…. и…. листьев шепнуло: «Еж! Куда ты идешь?» И так было несколько раз, пока еж привык и пошел.
(Такого вида работа должна проводиться сначала с помощью воспитателя, а затем без нее). В текстах пропускаются не только прилагательные, но и глаголы, наречия.
3. Закончи предложения по его началу.
4. Составь начало предложения по его концу.
5. Найди и исправь ошибки в предложениях, например:
- Она так испугалась, что бросилась в обморок.
- Она одевалась со всех ног.
- Катя покраснела от корки до корки.
- Ее глаза смотрели то в лес, то по дрова.
- Его съели угрызения совести.
- Осенью вода в водоемах становится влажной.
- Около дороги стояли две ивы: одна – береза, другая – сосна.
- С одной стороны озера был сад, мы в нем купались.
- Мальчик сидел под холмом, и на нем росли осинки.
6. Составь предложения с заданным словом.
7. Подбери нужный синоним:
Даже в самый….(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
8. Найди пару:
Неразговорчивый
Непрестанный
Невнимательный
Ненормальный
Неистовый
Неплодородный
Неудачный
Несложный
Несерьезный
Неправильный
Бесплодный
Безуспешный
Беспрерывный
Буйный
Ошибочный
Рассеянный
Молчаливый
Простой
Легкомысленный
Безумный
9. Составь предложения со словами: одеть, надеть, раздеть, есть, кушать, опять, обратно.
Для развития познавательного интереса детям необходимо предложить следующие творческие задания:
1. Игра «Кто больше подберет синонимов и антонимов к словам» : веселый, огромный, мужественный.
2. Подбери антонимы к словам: грязный, трусливый, мягкий, грубый, слабый, светлый, широкий, твердый, старый и т. д.
3. Продолжи:
• голоден, как…
• упрям, как…
• хитер, как….
• Труслив, как….
4. Объясни значения:
• не в коня корм;
• работать как лошадь;
• медвежья услуга;
• вертеться как белка в колесе;
• ворон считать;
• гусь свинье не товарищ;
• денег куры не клюют;
5. Подбери как можно больше слов для описания игрушки, группы, друга, определенного животного.
6. Подбери как можно больше прилагательных к слову «случай».
7. Игра «Узнай по описанию» (описывают животных, бытовую технику, продукты питания).
8. «Цепной рассказ». Дети рассаживаются в одну линию. Задача: необходимо составить рассказ, причем каждый составляет только одно предложение, но так, чтобы оно было связано с предыдущим (сначала повторяются все предложения, составленные предыдущими, а лишь затем называется свое). В конце предлагалось обсудить: получился ли рассказ или нет, почему? (Обычно первое предложение предлагает педагог, например: «Это произошло в один из осенних вечеров»).
Конечно, большую роль в формировании умения подбирать подходящие по смыслу слова, грамотно строить предложения играет и работа с художественной литературой, поэтому на занятиях необходимо использовать стилистический эксперимент – замена авторского слова синонимом, который должны подобрать сами дети. Потом выяснить, почему автор отобрал именно эти слова. Данные занятия имеют большое значение для улучшения речи. Правильное их проведение способствуют формированию умения у дошкольников правильно использовать языковые средства в своей речи. Анализ текста, где дети учатся понимать слова автора, учатся объяснять их использование, дает возможность, прежде всего, увеличить словарный запас дошкольников, например:
«Почему автор, говоря о лягушке, использовал слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками».
Нельзя не упомянуть такие вопросы, используемые воспитателем при анализе произведения, которые формируют умение грамотно выражать мысли, например:
- Как ты оцениваешь поступок героя?
- Почему герой именно так поступил? Что бы ты сделал, если был бы на его месте?
- Чем бы ты хотел быть похож на героя? Какие черты в личности героя тебе не очень нравятся? Почему?
- Как бы ты охарактеризовал личность героя? (Охарактеризуй героя). Что ты думаешь о герое?
- Как автор относится к герою, докажи.
- Опишите, как вы представляете себе героя.
- Какое впечатление произвело на вас произведение? Какую картину вы себе представили, когда слушали произведение?
- Расскажи сказку от имени лягушки: «Я жила в болоте». Последние два вопроса позволяют сделать процесс обучения интересным, увлекательным, а самое главное – продуктивным.
Представленные выше вопросы и задания направлены на развитие умения выражать свои мысли, подбирать для высказывания «точные» слова. Все это способствует созданию благоприятной обстановки, поскольку все обсуждение должно строиться на основе дискуссии. Дети не будут бояться высказывать свою точку зрения или ошибиться.
Формирование умения использовать выразительные средства языка в речевой деятельности.
Поскольку главной задачей обучения - формирование практического использования речевых умений (в частности эмоционально – выразительных средств языка, то особое внимание необходимо уделить самостоятельной и творческой работе дошкольников.
На занятиях по ознакомлению с новым произведением необходимо постоянно обсуждать, как передать иронию автора, насмешку, глупость героя, отношение автора к герою, характер героя и т. д.
Можно предложить детям задания такого плана:
1. Инсценировки по знакомым сказкам.
2. Работа с мимическими картинками ( на которых изображены: веселое лицо, плачущее лицо, хмурое лицо, хитрое лицо, удивленное лицо, испуганное лицо, злое лицо).
3. Игра мимикой. Необходимо выразить с помощью мимики: горе, радость, боль, страх, удивление; свое отношение к друзьям. Без слов поздороваться с другом, сказать спасибо, попрощаться, попросить прощение и т. д.
4. «Игра иностранец». Воспитанник выступает в роли иностранца, приехавшего в незнакомый город. Необходимо узнать, где находятся гостиница, зоопарк, бассейн, площадь, кафе, музей, библиотека и т. д.
5. Кто больше подберет ласковых слов для плачущего маленького ребенка.
6. Разыгрывание ситуаций с помощью мимики и жестов, например, «Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен, но вот ключ нашелся».
7. Игра «Изобрази». Необходимо показать радость, грусть, тревогу, страх, злость словами: ух, ах, ох, ой, ай, ура, ух ты, да и т. д.
8. Игра «Опиши друга». Выигрывает тот, кто более точно опишет внешний вид.
9. Произношение предложений с разной интонацией «Я разбил вазу!» (радостно, зло, задумчиво, с обидой).
10. Игра «Царевна Несмеяна» : чтобы развеселить царевну необходимо сказать ей как можно больше ласковых слов (дети выступают по очереди). В конце игры выбирают победителя.
11. Игра «Вежливые слова». Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
12. «Интервью со знаменитостью». Предложить детям разыграть такую ситуацию (работа происходит в парах) : один из учеников - корреспондент, другой, соответственно, знаменитость. Задание: взять интервью. Дети должны меняться ролями.
13. Придумай рассказ «Если бы я был волшебником…».
14. «Сочиняем сказку». Необходимо всем взять из коробки по картинке, определить их последовательность. Каждый ребенок придумывает 1-2 предложения, используя свою картинку.
- Получилась сказка или нет? Почему?
- Что посоветуете друг другу?
Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам
1. Работа с детьми по серии картинок «Лиса и вороны»
- Расположите картинки в правильной последовательности.
- Почему расположили картинки именно так?
- О чем будет рассказ?
- Почему лисе удалось поймать птицу?
- Что главное в рассказе? (Лиса перехитрила ворон)
- Как можно озаглавить текст? («Хитрая лиса», «Умная лиса», «Лиса и вороны»)
- О чем рассказывает первая картинка?
- О чем рассказывает вторая картинка?
- Каким предложением можно связать первую и вторую картинку? (И вот лиса притворилась мертвой).
- Что произошло на третьей картинке?
- Что случилось на четвертой картинке?
- Каким предложением свяжем третью и четвертую картинки?
- Каким предложением свяжем первые две картинки с последними двумя?
- Как вы думаете, какая картинка отражает ключевое содержание рассказа? Почему?
2. На следующем занятии работа по серии картинок : «Кот – рыбак».
Цель занятия: учить определять последовательность картинок и устанавливать связи между ними.
- Расположите картинки в правильной последовательности.
- Почему вы расположили именно так? Докажите.
- Почему вы сначала положили картинку, где кот поймал ерша, а не окуня или щуку?
- О чем будет рассказ?
- Что главное в рассказе? Почему?
- Какими словами (или предложениями) можно соединить 3 и 4 картинки; 5 и 6. (Вытащил кот ерша, он ему показался очень маленьким. Он еще раз закинул удочку. Вытащил окуня и вновь закинул удочку.)
- Что произошло на 7 картинке?
- Чем закончилась рыбалка кота? Как вы это поняли?
- Каким предложением соединим 7 и 8 картинки? (Вдруг огромная щука утащила кота).
- Как в рассказе можно назвать кота? (Кот-рыбак; неугомонный кот; несчастный кот).
- Определи последовательность частей текста, опираясь на сюжетные картинки.
Для развития большего интереса к данному виду работ, можно предложить детям следующие задания:
1. Послушай текст и определи, какой картинки не хватает в данной серии? Куда ты её разместишь? Почему?
2. Каждому воспитаннику можно предложить «снять» фильм под названием «Мой день» (у детей получатся серии картинок). На следующем занятии составить рассказ по созданным картинкам.
3. Предложить детям найти как в сказках, рассказах называют животных.
Например:
- лиса – рыжая краса, лисичка – сестричка, кума, злодейка, обманщица, воровка, хищница;
- заяц – косой, хваста, рысак, беляк, трусишка, трус, быстрые ноги, длинные уши;
- медведь – мишка, топтыгин, косолапый, свирепый, шатун.
1. Нарисуй обложку к произведению.
2. О чем может идти речь, если обложка выглядит так…. (воспитатель показывает определенную картинку).
Во второй части обучения составлению рассказа по серии сюжетных картинок должно продолжаться закрепление умения определять последовательность картинок.
Приведу примеры заданий:
1. Создание мультфильма к знакомым сказкам, например «Сказка о рыбаке и рыбке»
Затем можно предложить (через некоторое время) :
- Узнай сказку по картинкам, определи их последовательность.
-Расскажи сказку по данным картинкам.
После выступлений дошкольников проводится анализ полученных текстов.
Поскольку главная задача – учить составлять связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок, то необходимо, чтобы дети самостоятельно, без вмешательства педагога, могли справиться с таким видом работ.
Приведу несколько заданий:
1. Исправь ошибки в тексте.
Дети прослушивают текст с ошибками содержательного характера. Дети должны найти их, а затем исправить, используя серию картинок (сначала дети могут работать в группах, затем в парах, а потом самостоятельно).
2. Составь по одному, два предложения к каждому слайду из диафильма «Ну, погоди!» так, чтобы получился рассказ (слов на слайдах не должно быть).
3. Самостоятельно составь рассказ по сюжетным картинкам.
Чтобы увеличить интерес, можно проводить конкурсы на лучший рассказ.