Маркина Ольга Владимировна
Выступление «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
ошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится наиболее актуальным.
Публикация «Выступление „Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков“» размещена в разделах
Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация.
Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
• развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).
С помощью метода моделирования - использования схем - моделей и мнемотаблиц удаё тся достичь значительных результатов в следующем:
• у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
• развивается фантазия и творческое воображение.
Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Чтобы описать предмет его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета.
Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на НОД заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их чёткими, связными и последовательными.
На первом этапе мы формируем умения детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребёнку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы - заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется.
По данной схеме можно составить описание отдельного предмета принадлежащего к определённой группе.
Чем раньше мы будем формировать умения детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.