Татьяна Красникова
Консультация «Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Публикация «Консультация „Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время более актуально. Огромное место в работе с детьми занимает дидактический материал в виде мнемотаблиц, что облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации.
Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.
Мнемотаблицы в детском саду :
Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
Таблицы, которые рассказывают истории.
Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
Мнемонические приемы в детском саду:
Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).
После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:
Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинать нужно с мнемоквадратов.
Предлагать цветные таблицы. Можно черно-белые рисунки.
Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
Не предлагать детям более 2 мнемотаблиц в день.
Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Использование мнемотехники важно не только в детском саду (родители также должны обратить внимание на развитие детей дома).
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из нескольких этапах:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
Использование приёмов мнемотехники в обучении составления рассказа по картине И. Левитан «Золотая осень» в старшей группе детского сада.
Дети рассматривают картину Исаака Левитана «Золотая осень».
Воспитатель. Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?
Дети. На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.
Воспитатель. Правильно, молодцы. А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?
Дети. Потому, что октябрь – это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.
Например, вот таким образом, используя картину И. Левитана "Золотая Осень", я составила структуру рассказа, состоящую из мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.
И вот, что получилось:
На картине мы видим берёзовую рощу.
Листья берёз пожелтели и блестят на солнце, как золотые монетки.
Земля покрыта осенней травой, которая ещё не совсем пожелтела и зелёные её оттенки напоминают нам о лете.
Красавица берёза одиноко стоит на берегу тихой реки. Водная гладь холодна и неподвижна.
Вдали осенний лес и далеко-далеко на высоком пригорке виднеются дома, там наверное находится деревня.
На картине художник изобразил яркую солнечную погоду.
Голубое небо с белыми облаками, которые как в зеркале отражаются в реке.
Картина понравилась, она вызывает у нас красочное осеннее настроение, чувство радости и спокойствия.
Картина не вызывает грусть, а наоборот, от такого обилия красок становиться весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, и остановившись тихонечко прислушаться к пению птиц в берёзовой роще.
Источники информации:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие.
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».