Ирина Абрамова
Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»
МАДОУ «Детский сад
комбинированного
вида №8 г. Шебекино»
Учитель – логопед Абрамов И. А.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности обучения детей составлению описательных рассказов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.
Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т. е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:
«Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.
Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.
Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:
«Скажи какой»
Цель: учить выделять признаки предметов
Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».
«Кто, что умеет делать»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
«Кто больше действий назовет»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия
Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?
«Исправь художника»
Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.
«Что напутал Буратино»
Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.
Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т. е описанию содержащему все структурные части:
начало – называние объекта,
середина – перечисление признаков и действий,
конец – отношение к нему (понравился? Чем)
Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.
Виды описания :
1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.
2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …
3) Коллективное описание несколькими детьми.
Игра «Встань в круг»
Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.
Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание : «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.
При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.
На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.
Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.