Анна Максимовна
Конструкт по развитию речи «Удачная рыбалка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
Образовательная область: " Речевое развитие", "социально-коммуникативное"
Тема: Составление творческих рассказов по картине "Удачная рыбалка"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
Публикация «Конструкт по развитию речи „Удачная рыбалка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рыбки. Конструирование, поделки
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 321 с.
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины "Удачная рыбалка".
4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. -4-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2014.-40с. : ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: учить детей составлять творческие рассказ по картине
Планируемый результат: Дети проявляют инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками, используют в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи; дети демонстрируют умения использовать диалогическую речь; дети демонстрируют умение составлять творческие рассказы по картине; дети демонстрируют умение слушать других не перебивая.
Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
Воспитывать умение слушать других не перебивая.
Развивать умение использовать диалогическую речь.
Развивать умение составлять творческие рассказы по картине.
Обучающие задачи:
Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы развития речи :
• Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
• Принцип обеспечения активной речевой практики.
Принципы воспитания:
• Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
• Воспитание через взаимодействие.
• Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
• Принцип доступности.
• Принцип наглядности.
• Принцип осознанности и активности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип индивидуального подхода.
Средства воспитания и обучения: Наглядные (картина «Удачная рыбалка», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).
Последовательность деятельности
1. Этап ознакомления с методом.
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность
Беседа, Эмоциональное стимулирование. Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, по дороге в детский сад, я встретила одного художника, он передал мне флешку, сказала, что на ней есть одна прекрасная картина и он очень хотел, бы вы её увидели. Хотите посмотреть, что же это там за картина?
Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода. Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода.
Задача:побуждать детей на совместную деятельность. Беседа
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели рассмотреть эту картину?
Тогда давайте начнем
Воспитатель выносит картину.
Включение детей в игры и творческие задания. Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
2.1 Этап
«Определение состава картины».
Задача: Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.
Учить детей запоминать схему и озвучивать правил Беседа
Упражнение
- Ребята, посмотрите на картину. Хотели бы вы, поиграть в игру, которая называется «Подзорная труба»? Поочереди вы будете наводить подзорную трубу на какой-либо объект и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине, в конце посмотрим, кто назвал больше всех объектов, кто самый внимательный.
Показываю пример. У воспитателя приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Ребята, если вы что-то увидели на картине, то нужно начинать свой ответ так: «Когда я смотрю на картину, я вижу
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
Дети правильно перечисляют объекты на картине. Отвечают полными предложениями.
Дети запоминают схему этапа и называют правила.
2.2 Этап
«Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Задача: Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Сыщики», раскроем тайны картины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.
- Папа и стул (они между собой связаны, потому что папа сидит на стуле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, потому что кепка одета на голову мальчика).
- Удочка и мальчик (они взаимосвязаны, так как мальчик ловит удочкой рыбу, и т. д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
Дети играют в "Сыщиков" - объясняют взаимосвязи объектов изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
Дети правильно объясняли взаимосвязи объектов, изображенных на картине. Проявляли инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи. Дети проявляли умения слушать других, не перебивая их.
Дети запоминают схему этапа и называют правила.
2.3 Этап
«Преобразование объектов во времени».
Задача: Развивать умение использовать диалогическую речь
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Машина времени», (выбираем конкретный объект картины и описываем его настоящее, далее предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).
- Я выбираю объект и представляю, что будет с ним в будущем. Я выбираю папу и представляю, что вечером он сварит вкусную уху и вся семья ей поужинает.
- В рассказе следует использовать словесные обороты: было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до тог-после того).
- Ребята, представьте, пришел волшебник времени и переместил мальчика в прошлое. Кто хочет рассказать нам про мальчика (я выбираю мальчика и представляю)
Дети по очереди составляют рассказы.
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
- Как вы думаете, как можно назвать эту картину?
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Физминутка
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.)
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
3. Этап продуктивной деятельности.
Задача: организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивать умение составлять описательные рассказы о предметах, по картинам Практическая работа Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как папа с сыном ловили рыбу.
- Кто хотел бы составить рассказ о том, как они ходили на рыбалку?
Дети составляют рассказ о том, как они вместе с папами ходили на рыбалку. Дети проявляли активность в продуктивной деятельности - составление рассказа.
Проявляли умение составлять описательные рассказы о предметах, по картинам
Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии.
Задача: учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Беседа, вопросы Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).
- Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли? (Машина времени, сыщики, подзорная труба).
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивали собственную деятельность, осознают метод и возможности его использования.
5. Этап оценки уровня творческих работ.
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий Оценивание работ, вопросы, беседа Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Кому чей рассказ понравился больше всего?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие красивые рассказы у вас получились. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение Дети проявляли инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость.
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, у меня для вас есть раскраски, выберите ту раскраску, которая вам больше всего понравится. Можете её раскрасить в течении дня.