Диляра Маркова
Конструкт НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в средней группе
Цель:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без запаха, без цвета, прозрачная, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Развивающие:
Публикация «Конструкт НОД с элементами экспериментирования в старшей группе „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
2. Воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Этап Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1. мотивационный
задачи
настроить детей на деятельность
Оборудование
кужочки с картинками- мимика Вот и наступило утро радостной встречи!
у нас сегодня круг радости с секретом. (на полу заранее разложены разноцветные кружочки) –Возьмите каждый свой кружок, переверните его и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку, у кого нарисовано сердечко – обнимет друга, а у кого солнышко – скажет доброе слово или пожелание.
Отгадайте загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим, чью то песенку.
«Она и в озере, она и в лужице Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, журчит». Что это?
Включаю аудио запись «Ручеёк»
- Ребята, слышите? На что похожи эти звуки? (Это звуки воды) - Да, правильно это журчит ручеёк. Раздаётся стук в дверь, заходит Незнайка
В: Ребята, кто-то к нам пришёл? Кто ты?
Н: Здравствуйте ребята! Я Незнайка, принес в качестве подарка детям снег.
В: А что нам с ним делать?
Н: Кушать, он вкусный как мороженое
В: Ребята, а снег можно кушать?
Дети: Снег нельзя кушать, он холодный. Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и можно отравиться. От холодного снега может заболеть горло.
В: Правильно, он грязный, холодный. Заболит живот и горло. Снег кушать нельзя.
Незнайка поставь свое ведро со снегом в тёплое место. А потом посмотрим, что произойдёт со снегом.
Незнайка, а ты знаешь, что такое вода?
Н: Нет.
В:Ребята, поможем Незнайке узнать все о воде? Сможете?
Подняли с пола кружок и поприветствовали соседа.
Отгадывали загадку.
Заинтерисовались приходом Незнайки, захотели ему помочь узнать все о воде.
Мотивировать детей на деятельность
2. основная
задачи
стимулировать желание узнать новое
Где в природе можно встретить воду? Как можно назвать воду в море-. в реке-. в роднике-, в болоте- …. Послушайте стихотворение «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде В лужи, в море, в океане И в водоворотном кране Как сосулька замерзает, В лес туманом выползает На плите у нас кипит Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить Кому и зачем нужна вода? Для чего нужна вода человеку, как мы её используем (Умываться, пить, купаться, готовить обеды, стирать, мыть пол, закаляться).Просмотр презентации «Кругом вода».Кто ещё не может жить без воды (Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут).Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло, как вы думаете? Правильно. Без воды человек жить не может: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает и убирает своё жильё. :Да, ребята, правильно без воды всё живое на земле погибнет. Вода - это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться, стирать и убирать своё жильё.… Ни одно живое существо не может жить без воды. Ребята, как вы думаете, что же может делать вода?
Дети: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать.
А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Незнайка: Ой, я тоже очень хочу узнать какими же свойствами обладает вода.
В: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория (рассуждения детей) .
Дети: Да! Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и определять её свойства. Посмотрите, наша лаборатория к работе готова, занимайте свои рабочие места. Ответы детей
В ручейке, в реке,в роднике, в море. Морская, речная, болотная родниковая.
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы
Дети захотели методом экспериментирования узнать о свойствах воды
3. Практическая часть
Задачи
Испольуя метод экспериментирование дать детям знания о свойствах воды.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь»
Оборудование:
2 стакана, в одном вода
ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»
Оборудование:
2 стакана, в одном сок
ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса»
Оборудование:
2 стакана, в одном
сок
ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»
Оборудование:
2 стакана, в одном
сок, ложки
Оборудование:
2 бутылки с водой, на крышеках краска
Физ минутка «Капля»
ОПЫТ№5 «Фильтрование воды»
Оборудование:
бинт, вата, емкость
Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать/. Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся То зароются в песке.
. Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой –пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? (Она жидкая, потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь --- её называют жидкостью. (выставляю картинку с первым (свойством воды) Вывод: вода – это жидкость. Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?Проведё м второй опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый). А как вы догадались? А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха).Так есть ли запах у воды? (Нет)
(На доску вешаю картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)
Вывод: У воды нет запаха!
Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый).А конфета? (Сладкая). Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина). А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
-так есть ли вкус у воды? (Нет)
(На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)
Вывод: У воды нет вкуса!
Какого цвета ваш сок? (Оранжевый). А что можно сказать про воду какого она цвета? (Нет). Как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да). А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!
(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой?)
Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.
В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (А теперь я открою вам тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее. Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители. Давйте отдохнем Раз, два, три, четыре, пять. Любят капельки играть Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик Раз - туда, два — сюда. Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали. Руки к верху все подняли Раз- два, раз- два. Заниматься нам пора. Незнайка: А где же моё ведёрко, которое я принёс?
В: Вот посмотри, Незнайка, что произошло со снегом. Ребята, куда же подевался снег?
Д: Снег растаял.
В: И во что он превратился?
Д: Он превратился в воду.
В: Ребята, посмотрите какая получилась из снега вода?
Д: Вода получилась грязная.
В: Да, правильно, вода получилась грязная, а что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Д: Воду надо очистить, профильтровать. Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта. В воронку кладём вату, бинт и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который можно сделать самим.
Незнайка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята,а вы запомнили эти свойства? Давайте их вспомним:
Вода --- жидкая,
Вода --- не имеет запаха
Вода --- не имеет вкуса
Вода --- прозрачная Воду можно очистить.
Незнайка: Спасибо, ребята теперь я всё знаю о воде!
А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда вымыл руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!
Воды много, но для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывая кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл об этом, вот тебе памятка-напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. До свидания! (Незнайка уходит)
Подготовились к опытам
Проводят опыты, делают умозаключения
Дети высказывают предположения.
Дети отдохнули
Заметили в каком состоянии вода, поняли, что такую воду пить нельзя
В результате экспериментирования, дети делают выводы о свойствах воды
4. заключительная
Задачи
уметь называть свойства воды
наша лаборатория закрывается. Вы ребята, молодцы, сегодня вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно? Ответили на вопросы Дети могут самостоятельно провести опыты, делая выводы