Наталья Бурцева
Конструкт интегрированной образовательной деятельности «Пожар» по познавательному и речевому развитию детей 6–7 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Пожар»
конструкт интегрированной образовательной деятельности
по познавательному и речевому развитию
детей 6-7 года жизни
Тема: Составления творческого рассказа по картине с проблемным сюжетом «Пожар».
Возрастная группа: 6-7 год жизни.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.
Цель - речевое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине, формирование у детей основ пожарной безопасности.
Публикация «Конструкт интегрированной образовательной деятельности „Пожар“ по познавательному и речевому развитию детей 6–7 года жизни» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. ИЗО, творческие занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Задачи:
Обучающие:
• обучение составлению короткого связного высказывания по фрагменту картины;
• формирование умения объединять несколько фрагментов в связный рассказ (по картине в целом);
• знакомство детей с причинами возникновения пожара, со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
• формирование представлений о труде пожарных, их профессиональных действиях.
Коррекционно-развивающие:
• формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации;
• формирование грамматически правильной речи;
• активизация и обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной монологической речи детей;
• развитие зрительного и слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления.
Воспитательные:
• воспитание чувства осторожности и самосохранения;
• воспитание навыков осознанного безопасного поведения;
• воспитание уважительного отношения и чувства благодарности к пожарным.
Средства:
Зрительный ряд: крупноформатная картина с проблемным сюжетом «Пожар», игрушечная пожарная машина.
Музыкальный ряд: аудиозапись сигнала пожарной машины.
Предварительная работа: беседы о правилах пожарной безопасности в быту, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», экспериментальная деятельность «Вода, песок и их свойства», прослушивание литературных произведений и просмотр мультфильмов по теме пожарной безопасности.
Мотивация на совместную деятельность.
Педагог включает аудиозапись звукового сигнала пожарной машины.
Ребята, как вы думаете, что сейчас звучит? (Сигнал пожарной машины)
В каких ситуациях мы можем услышать этот звук? (В случаи пожара)
Педагог демонстрирует игрушку – пожарную машину.
Демонстрация сюжетной картины.
Ребята посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла.
Педагог выставляет картину на мольберт, дает некоторое время, чтобы дети могли ее рассмотреть.
Дети рассматривают сюжетную картину.
Беседа по картине.
Примерные вопросы:
• Где происходит действие, изображенное на картине: в городе или деревне? Почему вы так решили?
• Какое время года изобразил художник? Как это доказать?
• Что случилось на чердаке дома?
• Чем страшен пожар для людей и животных?
• Что делает кошка? Почему она не спрыгивает?
• Что несет в руках один из мальчиков? Откуда он берет воду?
• Все ли можно тушить водой? Чем еще можно воспользоваться при тушении пожара?
• Как вы думаете, если в доме взрослые? Почему?
• Правильно ли поступают дети, когда сами тушат пожар? Что надо было сделать?
• Отчего мог возникнуть пожар?
• Что может случится с домом? С кошкой?
• Можно ли играть со спичками? Включать электроприборы без взрослых? Открывать печную дверку? Почему?
Игра «Горит, не горит».
Ребята, что происходит с предметами, которые оказались в огне? (Сгорают)
Все ли предметы сгорают в огне? Почему? (Нет, потому что предметы сделаны из разных материалов.)
Вы правы предметы могут быть сделаны из горючих материалов, которые легко загораются от огня, и негорючих, которые не горят в огне.
А сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть предметы, если предмет, который я назвала горит в огне вы должны хлопнуть в ладоши, если не горит – топнуть ногой.
Полено, кирпич, мягкая игрушка, кастрюля, вата, бумага, шторы, бетонная плита, скатерть, диван, металлический прут.
Физминутка «Пожарные»
Педагог включает аудиозапись сирены пожарной машины.
Пламя высоко взлетает!
Дыма черного клубы!
Искры в воздухе сверкают!
Все! За дело, шланг тяни!
Шланг мы дружно размотали.
Ну огонь теперь держись!
Бьет струи вода тугая.
Пламя гаснет, потухает.
Если вдруг опять беда,
«01» звони всегда!
Дети поднимают руки вверх.
Описывают руками круги в воздухе.
Сжимают и разжимают кулаки.
Имитируют движения разматывания.
Грозят пальцем.
Дети плавно приседают.
Складывают большой и указательный пальцы в «кольцо» и имитируют указательным пальцем «единицу».
Упражнение на активизацию глагольной лексики.
Педагог дает слова и словосочетания, обозначающие действия.
Дети подбирают слова, обозначающие субъект действия, а также различные предметы к словам, обозначающим действия.
Предлагаемые слова, словосочетания:
несет ведро
сидит на чердаке
летят по воздуху
клубится
плещется в ведре
растут перед домом
течет вдоль берегов
стоит на доске
Слова, подбираемые детьми:
мальчик
кот
птицы
дым
вода
цветы
река
ведро
Упражнение на составление высказываний по опорным словам.
Педагог дает опорные слова:
• деревня – дом –река
• утро – семья – уехать
• кошка – забраться – чердак
• мальчики- гулять – река
• мальчики - видеть – дым – чердак
• пожарные – приехать – потушить – спасти
Дети составляют связные высказывания.
Составление фраз-высказываний по вопросам педагога.
Ребята, посмотрите еще раз внимательно на картину и постарайтесь ответить на мои вопросы. Отвечать вы будете по очереди. Ответы друзей слушайте внимательно, потом мы объединим все ваши высказывания в один большой красивый рассказ.
Примерные вопросы:
• что произошло в доме?
• отчего загорелся дом?
• как мальчики пытались потушить пожар?
• кто приедет на помощь мальчикам?
В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные фразы-высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа.
Дети составляют короткие связные высказывания по фрагменту картины, с помощью наводящих вопросов.
Составление рассказа по картине в целом.
Педагог в качестве образца дает зачин рассказа:
«Два брата Костик и Кирюшка отдыхали летом на даче у бабушки. Как-то раз мальчики гуляли около реки и заметили, что …»
В качестве помощи при составлении рассказа по картине в целом используются педагог может использовать наводящие вопросы типа:
«Что ты еще можешь сказать?»,
«Что здесь еще изображено?» и т. п.
При необходимости используется указание на стержневые объекты или детали картины.
Перед рассказом второго ребенка педагог дает указание дополнить рассказ товарища, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины.
Ребенок, отвечающий первым, продолжает рассказ педагога.
Второй и последующие дети дополняют рассказ товарища, раскрывают свое видение картины.
Анализ рассказов детей.
Педагог анализирует и оценивает составленные детьми рассказы, отмечает такие качества рассказов, как:
• полнота и последовательность передачи содержания,
• смысловое соответствие картинному материалу,
• удачное использование средств образной выразительности,
• проявление элементов фантазии.
Дети участвуют в анализе рассказа:
• указывают на пропущенные моменты,
• вносят дополнения,
• находят ошибки в грамматическом оформлении отдельных высказываний (по указаниям педагога).
Итог.
Ребята, как вы думаете, как назвал эту картину художник?
Какое настроение вызвала у вас эта картина?
Покажите настроение выражением своего лица, без слов.
Обыгрывание детьми (посредством пантомимы) чувств, которые вызвала у них эта картина.