Лысова Наталья Артуровна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление текста-рассуждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;
-словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.
Материал: картинка с зайцем (зайцами).
Помещаем на стенку картинку с зайцем. Задаем вопросы.
-Как можно сказать про зайца, какой он?
Дети: Пугливый, трусливый, серый…
-Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?
Дети: Белая, пушистая, мягкая.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление текста-рассуждения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
-Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение?
Дети: Веселое, хорошее, бодрое, грустное…
Следим, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следуя добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.
-Как называется детеныш зайца?
Дети: Зайчонок.
-А как можно сказать по-другому?
Дети: Заинька, заюшка, зайчишка.
Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос : «Как можно назвать зайчонка ласково?»
-Как называются детеныши зайца?
Дети: Зайчата.
-А как сказать по-другому?
Дети: Заиньки, зайчата, заюшки.
-Какие бывают зайчата?
Дети: Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.
Старайся, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать, одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий».
-Составьте текст-рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: «Заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: «…не всегда зайцы боятся».
Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов-рассуждений.
Продолжаем беседу.
-Где живут зайцы?
Дети: В лесу.
-Как называется маленький лес?
Дети: Лесок, лесочек.
-Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она?
Дети: Лесная.
-Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним?
Дети: Лесник, лесничий.
-Как называется сказочный человек, который живет в лесу?
Дети: Лесовичок.
-Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть-лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.
-Какие слова можно образовать от слова река?
Дети: реченька, речка, речной.
-Как можно сказать о маленькой реке?
Дети: Речка.
-Как можно сказать о реке ласково?
Дети: Реченька.
-Как называется песок на реке?
Дети: Речной.
А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могла быть написано.
Нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котром обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы…»-«чтобы покататься».
«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома».
Записываем под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.
В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.