Ольга Лобанова
Конспект занятия в старшей группе с ОВЗ «Шахматная фигура Ладья» (с использованием ИКТ)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №49 комбинированного вида
Приморского района Санкт – Петербурга
Конспект совместной деятельности
воспитателя с детьми старшей группы с ОВЗ
по теме
«Шахматная фигура Ладья»
(с использованием информационно-коммуникативных технологий)
Составил и провел воспитатель ГБДОУ № 49
Лобанова О. И.
Санкт-Петербург 2016г.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с ОВЗ „Шахматная фигура Ладья“ (с использованием ИКТ)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Коррекционно-образовательные цели:
уточнить и расширить представление о шахматной фигуре «ладья»;
уточнить и активизировать словарь по теме «ладья» (прямолинейная, бесхитростная);
познакомить с новым понятием «Взятие», «Нападение»;
закрепить знание основных понятий: «Ход фигуры»;
Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать зрительное внимание;
развивать ориентировку в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать чувство любви к игре в шахматы;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
воспитывать чувства такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, демонстрационная шахматная доска, «Волшебный мешочек»,
Ход занятия
I. Организационный момент
Вспомнить с детьми, какое положение занимают ладьи в начальной позиции (в начальной позиции ладьи занимают угловые поля шахматной доски) и сколько всего ладей имеют в начальном положении «армии» белых и черных фигур (2 белые и 2 черные)
В. : Сегодня на занятии мы будем говорить об одной замечательной фигуре. О какой? Узнаете, если ответите на мой вопрос. Посмотрите на доску и скажите, как старый король укрепил каждое королевство? (крепостями с двух сторон – ладьями). Воспитатель достает и з «Волшебного мешочка» ладью.
В. : О ладье мы и будем сегодня говорить.
Как связано число 2 с ладьёй? (по 2 ладьи в каждом королевстве).
2 2
В. : Попробуйте сами догадаться, что ещё можно сказать о ладье (выставить на магнитную доску знак «Ф») (Ладья является фигурой).
В. : Где? На какой линии стоят ладьи? (на 1-й и 8-й горизонталях, по углам). Предложить детям (по желанию) расставить ладьи (на магнитной доске) так, как они стоят в начальной позиции.
II. Основная часть.
В. : что такое «ход» фигуры? (передвижение фигуры с одного поля шахматной доски на другое).! Внимание! Ходят ладьи по вертикальным и горизонтальным линиям (показ воспитателем на доске движение ладьи).
В. : расскажите по этим рисункам, как ходит ладья.
В Г
(ответы детей)
В. : Ладью так и называют : прямолинейная, бесхитростная фигура.
Обозначим ход прямолинейной ладьи вот таким значком.
Практическая работа. Покажите на своих шахматных досках, как двигается ладья (воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
Познакомить детей с новым понятием «взятие».
В. : Если на пути ладьи встретиться фигура своего цвета, то перепрыгивать через неё (или становиться с ней на одном поле) ладья не может. Но если на её пути встанет неприятельская фигура, ладья может побить (взять) её. Взятие выполняется так: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша ладья становится на поле, которое занимала побитая фигура!Внимание! Бьет ладья тоже прямо (воспитатель сопровождает слова показом на шахматной доске).
В. : Таким образом, если неприятельская фигура стоит под боем, то ее можно побить. Взятие выполняется за один ход, но оно не обязательно : можно бить, а можно и не бить – это решает сам играющий: выгодно ли ему это или нет.
Практическая работа. Для закрепления изученного материала используются задания :
1. «Цепочка». Белая ладья должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
Усложнение : при выполнении этого упражнения можно использовать элемент соревновательности – например, кто быстрее и правильнее пройдет ладьей по той или иной цепочке.
2. «Самая короткая дорожка» - белая ладья должна самым коротким путём добраться до пункта назначения.
3. Разыграть детям положение: «Ладья против ладьи».
III. Заключительная часть.
Далее воспитатель предлагает на закрепление обучающего материала мультимедийную обучающую программу для самых маленьких «Динозавры учат шахматам» урок «Ладья».
Итог. Расскажите, ребята, что вы узнали про ладью по этому плану :
Ф В Г!
2 2 (договариваемся с ребятами, что «!» - это важное предложение о фигуре. Выслушиваем детские варианты этого предложения).
(Рассказ детей с опорой на схематичный план) В каждом шахматном королевстве по 2 ладьи : 2 белых и 2 черных. Ладья является фигурой. Ладья ходит по прямым линиям – дорожкам, т. е. по горизонтальным и вертикальным: влево, вправо; вперёд и назад. И бьёт всегда также. Ладья - прямолинейная фигура.
Оценка работы детей на занятии.