Лидия Федотова
Конспект занятия в кружке «Шахматная азбука» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в кружке «Шахматная азбука»
Задачи. 1. Закрепить начальные знания детей об игре в шахматы : название фигур, их передвижении.
2. Познакомить с комбинацией рокировка.
3. Активизировать мыслительную деятельность, развивать память, внимание, умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь.
Публикация «Конспект занятия в кружке „Шахматная азбука“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Материал: демонстрационная шахматная доска с фигурами, 4 шахматных доски, «волшебный мешочек», бейджики, фишки.
Ход. Сегодня на занятии мы поиграем в командах: «Чёрные» и «Белые». Для этого вы должны достать из шкатулки бейджики, на которых обозначен цвет команды. (Дети выбирают цвет и рассаживаются по командам).
Загадки в стихах для каждой команды.
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь
Будет лучший результат,
Если ты поставишь (мат). Это есть не пораженье,
Не фиаско и не крах,
А всего лишь нападенье-
Королю поставлен (шах).
Обитает не в саване
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой (слон). О не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным (конём)
Кто не любит прыг, да скок,
Кто привык ходить без спешки,
И берёт наискосок
Ну, конечно, это (пешки). Быть особо защищённым,
У него такая роль.
Это правило резонно,
Потому что он (король).
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
- А теперь узнаем, кто правильно ответит на следующие вопросы.
1. Какой самый умный вид спорта?
2. В какую игру любил играть крокодил Гена?
3. В какой стране придумали игру шахматы?
4. На каких полях ничего не растёт?
5. Что меньше шахматная доска или шахматное поле?
6. Фигуры какого цвета начинают партию?
7. Что значит слово мат?
8. Сколько пешек одного цвета в начале партии
- Молодцы, а теперь откройте доски. Что случилось? Нет фигур? Смотрите здесь записки. Давайте прочитаем по порядку.
Чтобы найти фигуры нужно отгадать загадку, где они спрятаны.
На ноге стоит одной Любят нос везде совать
И чертить и рисовать
Всё раскрашивают сами
Разноцветными носами. (Цв. карандаши)
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Пьёт бензин не молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)
Дети находят мешочки с фигурами. Игра «Угадай фигуру» (Дети на ощупь определяют фигуру в мешочке).
- Расставьте фигуры на доске и покажите ту, которую я назову.
- Какая фигура бывает чёрнопольной и белопольной?
- Какая фигура может прыгать через другие?
- Какой фигурой кроме коня можно начинать игру?
- Какая фигура ходит по горизонтали и по вертикали?
- Какая фигура самая сильная?
- Сегодня я познакомлю вас с новым приёмом игры в шахматы – это рокировка.
Как-то раз король неловкий
Решил сделать рокировку,
Длинный и крутой прыжок
В безопасный уголок.
Вот он дал ладье приказ:
«Подойди ко мне сейчас».
Совершил прыжок лихой
И укрылся за ладьёй.
Правила рокировки:
1. Король двигается в сторону ладьи на два поля
2. Рокировку можно делать, если ни ладья, ни король ещё не ходили.
3. Рокировку можно делать только один раз, если между Королём и Ладьёй нет других фигур.
4. Рокировка бывает длинная и короткая.
5. Рокировку можно делать, если король находится не под шахом. Показ на демонстрационной доске приёма рокировки.