Получи документы

Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки»

Светлана Долгалёва
Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы

на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

Тема: Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Формировать представление о русской культуре через традиционную народную игрушку – матрешку.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки;

Познакомить с историей названия куклы;

Публикация «Конспект „Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки“» размещена в разделах

Дать элементарные сведения о русском национальном характере;

Формировать представление о традиционном женском костюме в России;

Закреплять знание предметов женского гардероба (рубашка, сарафан, платок, кафтан).

Развивающие:

Активизировать внимание, зрительное восприятие;

Развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.

Предварительная работа: Знакомство с куклой – матрешкой, её конструктивными особенностями, техникой изготовления, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание хороводной песни «Ай да ёлочка», знакомство с обобщающим понятием «одежда», изучение предметов женского гардероба.

Демонстрационный материал: Нарисованные на плотном картоне матрешки, бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок», макет дерева ёлки для хоровода.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?

Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…

Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.

Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!

Воспитатель: Меня зовутСветлана Леонидовна.

Дети: Меня зовут Владислав. Меня зовут Рада и т. д.

Все вместе: Приятно познакомиться!

Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?

Дети: нет.

Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.

Вам нравится её имя?

Дети: Да.

Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек?

Дети: Да. (Нет)

Воспитатель: Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?

Дети: Внутри!

Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.

Воспитатель: Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.

Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил куртки и штаны. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?

Дети: Платок.

Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?

Дети: Да. Платок у нашей матрешки красивый.

Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?

Дети: Рубашка, сарафан и фартук.

Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан, на сарафане -кафтан.

В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Кафтаны из теплой грубой ткани. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.

Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.

Все вместе: Ты, матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы в руке нарисован платочек)Воспитатель: Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему?

Дети: У Матрешки есть платочек.

Воспитатель: Зачем Матрешке платочек?

Дети: Чтобы танцевать, играть.

Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком?

Дети: умеем.

Воспитатель: И хоровод водить можете?

Дети: можем.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе стоит ёлочка. Давайте о ней споем!

Дети и воспитатель идут к ёлочке, берут с собой матрешку с платочком, помещают её в центр хоровода к макету.

Пение песни «Ай да ёлочка» с хороводом.

1-й куплет:

У ребяток наших

Ёлочка большая,

Огоньки на ёлочке

Весело сверкают.

Дети поют, водят хоровод.

Припев: Ай, да ёлочка,погляди, погляди!

Деткам ёлочка посвяти, посвяти!

Дети сужают круг к центру, затем возвращаются на свои места.

2-й куплет:

Не коли нас ёлочка

Веточкой мохнатой

Убери иголочки

Дальше от ребяток.

Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам - народные инструменты (ложки, трещотки)

Припев: Мы поём и пляшем,

Весело сегодня

У ребяток наших

Праздник новогодний.

(припев повторяется) Мальчики играют на инструментах, девочки танцуют (машут платочком на головой и выставляют ногу на пяточку, кружатся).

Воспитатель: Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много растет ёлочек. Наш народ любит это дерево. Вот она, ёлочка, какая: мохнатая, колючая, зеленая!

Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.

Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.

Все вместе: Ты, Матрешка, не шути,

Есть подружка? - покажи!

(Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на лице – грустное выражение)

Воспитатель: (с сожалением) Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему?

Дети: У нее нет нарядной одежды!

Воспитатель: А вы можете помочь Матрешке?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вы можете сделать?

Дети: Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т. п.

Воспитатель: Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все материалы.

(Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др. Всё складывают в сундучок, закрывают крышку)

Воспитатель: Теперь скажем волшебные слова:

Сундучок – сундучок,

Ты – волшебный толстячок!

Нашей куколке, Матрешке,

Помоги совсем немножко.

Раз, два, три –

Нашу куклу наряди!

Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды: рубашка, сарафан, кафтан, платок. С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.

Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки. Перед детьми предстает яркая, нарядная, веселая кукла.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить. Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться с нами.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Сколько Матрешек было у нас в гостях?

Дети: четыре.

Воспитатель: Что вам рассказала первая Матрешка?

Дети: Матрешка рассказала нам о своём имени.

Воспитатель: О чем поведала вам вторая Матрешка?

Дети: О своем наряде.

Воспитатель: Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете?

Дети: кафтан, сарафан, рубашка, платок, фартук.

Воспитатель: Что принесла с собой третья Матрешка?

Дети: Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.

Воспитатель: Что случилось с последней Матрешкой?

Дети: У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.

Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось делать?

Дети: петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе «История русской матрешки» Конспект НОД в средней группе «История русской матрешки».Цель: знакомство детей с историей русской матрешки. Задачи: • Развивать эмоциональную.

Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки»Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки» .

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят» Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»Задачи:Образовательные:Развивать потребность в самостоятельном.

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Развивающая среда в форме музея «Взаимодействие русской национальной культуры с культурой коренного народа Якутии» «Развивающая среда в образе Музея! Взаимодействие Русской Национальной Культуры с культурой коренного народа Якутии!» «Дом вести – не бородой.

Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма» Цель: обучающая – познакомить детей с элементами белоруской национальной одежды и цветовой гаммой, используемой в ней; знакомить детей с.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого- педагогическая проблема. В дошкольном возрасте закладываются основы.

Знакомство с народной культурой Знакомство с народной культурой на примере пословиц и поговорок о Родине и ее народеЦель: знакомство с народной культурой на примере пословиц.

Знакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х летЗнакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х лет Хочу представить Вашему вниманию пособие для знакомства детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями. Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки»
Опубликовано: 16 января 2018 в 11:21
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Долгалёва (УИ 688927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД