Алена Хильманович
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучающая – познакомить детей с элементами белоруской национальной одежды и цветовой гаммой, используемой в ней; знакомить детей с белорусским геометрическим орнаментом;
Развивающая – развивать эстетическое восприятие, творчество; содействовать проявлению интереса к декоративно-прикладному искусству; развитие мелкой моторики посредством штриховки, обведения по контуру, вырезания и наклеивания;
Воспитывающая - воспитывать усидчивость, умение доводить до конца начатую работу; активизировать словарь детей : кокошник, фартук, рушник.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
Задача – выполнить зарисовку картинки-раскраски «Кукла в белорусском национальном костюме» с элементами аппликации.
Оборудование: картинки-раскраски, шаблоны фартука и кокошника, цветная бумага, ножницы, клей,
Ход занятия
Вводная часть: традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.
Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.
Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.
Зеленый цвет – это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.
Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).
Белорусская девочка была одета в юбку с кофточкой, жакет, передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – кокошник. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет; на ногах надеты лапти.
Самостоятельная работа: Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.
Дети выполняют аппликацию на фартуке и кокошнике в виде национального орнамента; разукрашивают остальные элементы одежды на картинке.
Во время выполнения самостоятельной работы проводиться физминутка:
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Заключительная часть:
Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.
Мы играли и плясали, много нового узнали.
Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой
Пусть он радостью, весельем
В душах отзовется.
А вот и угощение!
Педагог дополнительного образования Чещевик Е. Ф.