Дедюхина Яна
Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого- педагогическая проблема.
В дошкольном возрасте закладываются основы общей культуры личности, одним из важных компонентов которой выступает книжная культура.
Под книжной культурой понимается исторически обусловленная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Книжная культура дошкольника- это осознанное отношение, чуткое восприятие и интерес ребёнка к книге. Книжная культура, как наука о книге приобретает роль связующего звена, позволяет сохранит не только духовные традиции прошлого, но и обеспечить их адаптацию в современных условиях развития информационных технологий.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Литература была и остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.
Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.
Назначение литературы и фольклора К. Д. Ушинский видел во введении «дитя…в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Не случайно ознакомление детей с произведениями народной словесности и литературы он считал одной из целей первоначального преподавания родного языка. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя…получает ключ к сокровищнице народного духа. Перефразируя классика педагогики можно сказать, что приобщение детей к родной и мировой литературе даёт им ключ к сокровищницам мировой культуры.
Для Я. А. Каменского также было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребёнка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фольклорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных.
По словам Е. А. Флериной, произведения художественной литературы дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребёнок. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребёнок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Е. А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего».
Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать не только героям, но и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом- силой воздействия художественного образа. По словам А. В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые мотивы».
В своё время С. Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких» : «Если в книге есть чёткая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да ещё ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке».
Л. С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша-преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребёнка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У преддошкольников можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребёнок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые.
В течении дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребёнка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умение занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.
Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Выстраивая работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и художественной литературой необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и в соответствии с этим формулировать ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.