МААМ-картинки

Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема

Дедюхина Яна
Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого- педагогическая проблема.

В дошкольном возрасте закладываются основы общей культуры личности, одним из важных компонентов которой выступает книжная культура.

Под книжной культурой понимается исторически обусловленная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги.

Публикация «Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах

Книжная культура дошкольника- это осознанное отношение, чуткое восприятие и интерес ребёнка к книге. Книжная культура, как наука о книге приобретает роль связующего звена, позволяет сохранит не только духовные традиции прошлого, но и обеспечить их адаптацию в современных условиях развития информационных технологий.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Литература была и остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.

Назначение литературы и фольклора К. Д. Ушинский видел во введении «дитя…в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Не случайно ознакомление детей с произведениями народной словесности и литературы он считал одной из целей первоначального преподавания родного языка. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя…получает ключ к сокровищнице народного духа. Перефразируя классика педагогики можно сказать, что приобщение детей к родной и мировой литературе даёт им ключ к сокровищницам мировой культуры.

Для Я. А. Каменского также было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребёнка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фольклорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных.

По словам Е. А. Флериной, произведения художественной литературы дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребёнок. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребёнок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Е. А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего».

Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать не только героям, но и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом- силой воздействия художественного образа. По словам А. В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые мотивы».

В своё время С. Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких» : «Если в книге есть чёткая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да ещё ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке».

Л. С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша-преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребёнка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У преддошкольников можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребёнок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые.

В течении дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребёнка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умение занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.

Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Выстраивая работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и художественной литературой необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и в соответствии с этим формулировать ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Публикации по теме:

Использование элементов ИКТ в ознакомлении дошкольников с детской литературой Аббревиатура ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. На слайде можно увидеть вариант толкования.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Выполнила: Михеева Т. К. I. Моделирование системы деятельности.

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата. Здравствуйте, меня зовут.

Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим: 1. Признанием.

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных.

Знакомство с народной культурой Знакомство с народной культурой на примере пословиц и поговорок о Родине и ее народеЦель: знакомство с народной культурой на примере пословиц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 18:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Дедюхина Яна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД