Елена Николаевна Платонова
Развивающая среда в форме музея «Взаимодействие русской национальной культуры с культурой коренного народа Якутии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая среда в образе Музея! Взаимодействие Русской Национальной Культуры с культурой коренного народа Якутии!»
«Дом вести – не бородой трясти»
Русская пословица
Предметная развивающая среда – национальные окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, знакомят детей с историей и основами национальной, народной культуры.
Публикация «Развивающая среда в форме музея „Взаимодействие русской национальной культуры с культурой коренного народа Якутии“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
За последние 10 лет работа по направлению РНК в мини – музее «Русская горница» в нашем д/с "Парус", в моей работе, ведётся в третьем поколении детей разного возраста. Сейчас на пороге 2015-16 года можно отметить, что за эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, приобретены иллюстраций, демонстративный материал.
В «Центре русской горницы», который до сих пор существует, с детьми проводятся занятия, игры, в форме посиделок, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.
На современном этапе, работая по ФГОС, рассмотрены и внедряются в жизнь, работу новые образовательные области, комплексно-тематические планирования. Работа ведётся по программе дошкольного образования «От рождения до школы», по пособию ФГОС, «Народная культура и традиции» - разработка занятий по программе «Родник», приобщение к истокам русской народной культуры и взаимодействие с культурой народов севера, по разным возрастам.
Цель работы: Формировать этнокультурную компетенцию детей дошкольного возраста, т. е. научить детей различать свою и культуру других национальностей, проживающих рядом.
Приоритеты (программы - работы) :
1. Знакомство с национальными окружающими предметами (предметами жилища, быта, орудиями труда, одеждой, музыкальными народными инструментами); воспитывающие в детях чувство красоты, любознательности.
2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.
3. Знакомство с народными праздниками и традициями. С характерными особенностями времён года родного края.
4. Знакомство детей с народно-декоративным искусством, народным творчеством. (дымковской росписью).
Принципы: (закономерность обучения, знакомства с темой) :
1. Принцип последовательности и доступности: по данной теме этот принцип определяется возрастной категорией – усвоение материала в определённом порядке, привлекательности необходимой информации.
2. Принцип культуросообразности : знакомство с народными праздниками на основе календаря и времени года.
3. Принцип интеграции: взаимосвязь разных видов деятельности в определённой тематической зоне (использование музыкальных инструментов в сюж. - ролевой игре; проведение подвижных игр с пособиями из уголка «Русской горницы»; проведение хороводов под музыкальное сопровождение, рисование героев русских народных сказок).
4. Принцип наглядности: этот принцип реализуется с помощью развивающей среды, пособий; соответствует наглядно-образным, наглядно-действенным формам мышления, обучения, что способствует правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Формы работы :
1. Посещение музея.
2. Познавательные беседы на разнообразные темы по разделу РНК.
3. Посиделки в «Русской горнице».
4. Оформление мини-музея, выставок детских работ: «Потешки, поговорки, пословицы» и работ с родителями по теме: «Русские народные сказки».
5. Проведение праздников: «Осенний праздник». «Ыссыах»
6. Работа с родителями: (проведение родительского собрания с показом сказки и занятия, анкетирование; изготовление пособий, поделок для проведения игр, занятий).
Работая по разделу РН культуры и т. к. мы живём и трудимся, рождены в северном крае – республике Саха – Якутия, мы не забываем о народных традициях и истории якутского народа. В группе имеется Якутский уголок, который пополняется разными сувенирами, пособиями, литературой. Каждый год, в разных возрастных группах наши дети посещают якутские группы, где знакомятся с бытом, традициями и историей якутских людей. Проводя такие занятия, дети могут сравнивать и определять разнообразие жизни, быта русского и якутского народов, знакомятся с традициями и национальными праздниками. В данном возрасте – это праздники: «Масленица», «Ыссыах».
Критерии мониторинга:
Следуя программе по ФГОС, - Дети среднего возраста познают мир и знания, через непосредственное общение с данным материалом в игре, имеют представление от практического действия с окружающими предметами и средой :
О русской народной игрушке – матрёшке, игрушках из глины, дерева (свистульки, дудочки и т. д.); Якутские игрушки – деревянные игрушки в образе домашних животных.
О предметах народного быта : веретено, пряжа, прялка, коромысло, корыто, горшки, ухват, лопата и предметах - мебели избы;
О предметах быта якутского народа – чорон, туесок, кытыя.
О характерных особенностях русского костюма (косоворотка, сарафан, кокошник, косынка);
Якутского костюма (бастына – головное украшение, халадай – платье.)
О старинной русской обуви – лапти;
Якутской обуви – унты, тарбаса.
О народных праздниках : «Масленица», «Ыссыах».