Валентина Жарова
Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях у хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у хозяюшки»
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.
Виды деятельности:
— познавательно-исследовательская;
— коммуникативная;
— двигательная;
— музыкальная.
Программные задачи:
Публикация «Конспект открытой НОД по ознакомлению детей с русской народной культурой „В гостях у хозяюшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Обучающие: продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, предметами домашней утвари, расширять и углублять представления о быте наших предков, с традиционным блюдом русской кухни - кашей;
знакомить детей с русским фольклором (пословицы, поговорки, потешки, народные игры);
совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь детей
Развивающие: развивать образное мышление через знакомство с народным творчеством; развивать внимание, память, мышление
Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре, дружелюбие и гостеприимство, воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры.
Предшествующая работа:
Разучивание пословиц, загадок, поговорок, считалок, колыбельных, народных игр, рассматривание иллюстарций, альбомов, просмотр презентации «Как жили наши предки»
Материалы и оборудование:
Оформлена горница: домашняя утварь, предметы быта, колыбель, прялка, кудель, пряжа, вязаные предметы одежды, печка, кукла, сундук, народные костюмы для детей, аудио запись народной музыки.
Ход НОД:
Дети (в народных костюмах). Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим (кланяются).
Девочка: Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Приходи скорей народ!
Мальчик: Приходи, кому охота!
А кому неохота – тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Хозяйка (воспитатель в народном костюме) : Спасибо. С удовольствием останемся на вашей беседе.
Я буду хозяйкой. И поговорим мы о том, как жили на Руси в старину, какую одежду носили, чем питались, на чем готовили, как отдыхали.
Хозяйка : Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Ребята, посмотрите в каких необычных нарядах мы сегодня, назовите их.
Дети: Рубаха, сарафан, пояс-кушак, кокошник.
Хозяйка : Рубаха – была главной одеждой на Руси. Расскажите, кто носил рубаху.
Дети: Ее носили все: и дети, и взрослые, мужчины и женщины. Рубахи шили широкие: мужские короткие, женские длинные. Они празднично украшались вышивкой.
Хозяйка : посмотрите, что на рубашке повязано?
Дети: Это пояс-кушак. В старину рубаха обязательно должна быть подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку, топор.
Хозяйка : Что вы знаете про старинную обувь?
Дети: В старину носили лапти, их плели из лыка – липовой коры. Носили их летом и зимой.
Хозяйка : что же носили девочки?
Дети: Носили сарафан. Сарафан – это женская одежда, юбка на лямках расширенная к низу. Сарафан украшали вышивкой и тесьмой.
Хозяйка : Сарафан мягко струился при ходьбе. Поэтому в народе говорили : «Красна девица идет, что лебедушка плывет».
Скажите, какие головные уборы носили в старину девушки?
Дети: Украшением была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами.
Хозяйка : Какую пословицу о девичьей косе вы знаете.
Дети: «Девичья коса – всему миру краса».
Хозяйка : Маленьким девочкам волосы заплетали в две косички и приговаривали…
Девочка: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.
Дети: Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными.
Хозяйка : Вот какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки.
(Раздается шум, шорох)
Хозяйка : Ребята, что это за шум? Откуда он раздается?
В каждой сказке, дети,
Заходят, часто речи
О доброй и уютной,
О нашей русской печи
С озябшими ребятами,
С горшками и котятами,
С растопкою берестяной
Да домовыми за трубой.
(Музыка, появляется Кузя)
Кузя: Я за печкою живу
С ребятишками дружу
Я хозяйке помогаю
Всех гостей я развлекаю.
А еще я удалой
Самый лучший домовой.
Хозяйка : Ребята, познакомьтесь, это домовёнок Кузя. Он живет у меня в избе за печкой.
Кузя: Печку я люблю, ведь она в доме главная. А расскажите-ка мне для чего нужна печь?
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, хлеб, сушили варежки, валенки, лекарственные растения, грибы, ягоды… На печке лечили больных.
Кузя: Молодцы ребята! Как много вы знаете. Хозяюшка, давай потешим гостей прибаутками да игрой веселой.
Хозяйка : Становись народ в хоровод.
(Народная игра «Федул»)
Кузя: Проголодался я, пора бы и подкрепиться. Что есть в печи, все на стол мечи!
Хозяйка : Вот есть овес. Какая будет каша?
Дети: Овсяная, пшенная, гороховая, манная, пшеничная, рисовая, перловая.
Хозяйка : (рассыпает перловку на стол) Ребята, помогите собрать крупу.
(Дети собирают крупу)
Хозяйка : Русские люди разную кашу умели варить, ели ее и взрослые и дети, потому до сих пор так и говорят: «Где с маслом каша – там и место наше». А вы какие поговорки знаете о каше?
Дети: Гречневая каша – матушка наша.
Хороша кашка – да мала чашка.
Кузя: Вот я и принесу свою любимую гречиху, будем варить кашу гречневую.
(Уходит за печку)
Хозяйка : А я пока чугунок достану.
(Выходит Кузя)
Кузя: Прости, хозяюшка, торопился, да гречку в муку обронил.
Хозяйка : Эх, Кузя, поспешишь – людей насмешишь.
Кузя: Не до смеху мне. Как теперь быть?
Хозяйка : Ребята, поможем Кузе. Давайте подумаем, как отделить гречку от муки. Посмотрите, нет ли у нас в избе предмета, который нам может помочь? (Рассуждение и предположение детей)
А вот вам подсказка. Отгадайте загадку: Новая посуда, а вся в дырках.
(Сито)
Дети: Через сито можно просеять.
Хозяйка : Что остается в сите?
Дети: Гречка.
Хозяйка : что из сита сыплется в миску?
Дети: Мука.
Хозяйка : Для чего необходимо сито?
Дети: Чтобы просеивать муку, чтоб отделять крупные вещества от мелких.
Кузя: Спасибо вам ребята, побегу кашу готовить.
Хозяйка : Вот как необходимо в хозяйстве сито. А у меня много есть разных вещей, моих помощников. Как вы думаете, какая из этих полезных вещей самая главная.
(Ответы детей)
Хозяйка : По-разному вы думаете. И мои помощники однажды даже поспорили.
(Инсценировка, исполняют дети в шапочках ухвата, ложки,коромысло, ухвата)
Хозяйка : Первым расхвастался ухват.
Ухват: Я ухват, я ухват
Я кормлю всех подряд.
Чугун из печки достаю
И на стол подаю!
Хозяйка : Тут ложка по столу прыг-скок!
Ложка: Эх ты, ухват, железные рога да длинная нога. Я все равно главная! Я кашу и щи прямо в рот несу. Поэтому мне и почета больше: тебя, рогатого в угол ставят, а меня красавицу расписную, на стол кладут!
Хозяйка : Услышал их самовар и запыхтел.
Самовар: Главное место на столе – мое! Потому я самоваром называюсь: самовар – значит сам варит.
Я самовар – птица жар!
Кран открывается, чай наливается.
Хозяйка : Тут и коромысло заскрипело, заспорило.
Коромысло: Чая без воды не бывает! По воду ходить - это только со мной. Тут уж я самый главный помощник.
Хозяйка : О чем вы глупые спорите?
Вы все важны и все мне нужны.
Каждый из вас молодец
Тут и спору конец.
Хозяйка : Сколько интересного и нового вы узнали о том, как жили в старину. Вам понравилось у меня в гостях? А что вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?
(Появляется Кузя)
Кузя: Хозяюшка, готова каша.
Хозяйка : Как вкусно пахнет! Спасибо Кузя, будет деткам обед. А наша беседа заканчивается, пора прощаться.
Кузя: Когда гости уходят домой, благодарят хозяев, приглашают к себе, желают хозяевам всего хорошего :
Хозяйка : «И собачку вам и кота, а нам пора за ворота»
Кузя:До свидания ребята. Доброго пути.
Рефлексия.
— Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.
Воспитатель хвалит детей и приглашает отведать гречневой каши.