Елена Гурулева
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет «Зимующие птицы»
▼ Скачать +Заказ
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР по теме :
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Расширять и активизировать знания детей о зимующих птицах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Развивать грамматический строй речи: упражнять детей в умение согласовывать числительные с существительными, образовывать сложные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в подборе антонимов.
Развивать связную речь;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание помогать птицам в холодное время года.
Воспитывать навыки общения со сверстниками, умение дружно выполнять задания.
Оборудование: Интерактивная панель «Интошка» - презентация, предметные картинки с изображением зимующих птиц, массажный мяч, разрезные картинки, пособие для дыхания «Птичка», письма, бандероль, «волшебный мешочек», птицы, деревья, кормушка, мнемотаблица.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями и встают в круг.
Учитель – логопед : Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас есть удивительная способность, которая открывает дверцы к сердцу любого человека, это наша улыбка. Давайте подарим свои улыбки друг другу и гостям. От наших улыбок стало светлее и теплее. Проходите на свои места.
Учитель – логопед : Посмотрите, нам пришло электронное письмо, что в нем (презентация)
- Ребята, это загадки. Давайте вместе разгадаем их и узнаем, о ком мы будем говорить сегодня (учитель – логопед загадывает загадки, затем предлагает детям загадать свои загадки)
Загадки
1. Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится только кошки. (Воробей).
2. Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
3.«Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка (Дятел)
4. Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели,
Птички эти – (свиристели)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
2. Объявление темы.
Учитель - логопед : Ребята, посмотрите на доске, я выставила картинки- отгадки.
Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
А как вы думаете, почему их так называют – зимующие? (ответы детей).
Наши глаза устали, мы немножко отдохнем.
Зрительная гимнастика «Птички» (выполнять движения по тексту)
Глазки к небу поднимаем,
Взглядом птичек провожаем
Вот сорока полетела,
Посмотрели глазки влево,
Там ворона пролетала,
Посмотрели глазки вправо.
Вверх взлетает воробей,
А за ним синица,
Посмотрели глазки вниз
Птицы сели на карниз.
Глазки можно закрывать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно глазки открывать,
Будем птичек мы считать.
3. Обобщение и систематизация знаний
Игра: «Сосчитай» (предложить детям «волшебный мешочек»)
Цель: согласование существительных с числительными.
Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон.
(воробей, снегирь, сорока, голубь, синица, дятел, сова)
Учитель – логопед : Все зимующие птицы разные, предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом» Цель игры: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Если у сороки белые бока, как ее можно назвать белобокая сорока.
У воробья короткие лапы – коротколапый воробей
У голубя сизое крыло – сизокрылый голубь
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона
У дятла красная голова- красноголовый дятел
У снегиря красная грудь- красногрудый снегирь
У синицы желтая грудь- желтогрудая синичка
Учитель – логопед : К нам желтогрудые синички прилетели, поиграем с ними Упражнение «Птичка»
Синичка прилетела,
На ладошку села, (взяли птичку и посадили на ладошку)
Стала семечки клевать
И тихонько напевать: тинь – тинь - тинь. (стучим пальчиками по ладошкам и напеваем).
Мы погладим нежно птичку (гладим по ладошке)
И отпустим невеличку (выполняем дыхательную гимнастику).
Дыхательная гимнастика: «Сдуй птицу»
(Вдох через нос, плечи не поднимаем, щеки не надуваем – пауза – долгий выдох, сдуваем птичку с ладошки).
Учитель – логопед : Ребята, поиграем в игру «Закончи предложения»
Цель игры: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Синичка маленькая птичка, а ворона (большая)
У дятла клюв длинный, а у свиристели (короткий)
У снегиря грудка красная, а у синички (желтая)
У сороки хвост длинный, а у воробья (короткий)
Голубь тяжелый, а синичка (легкая)
У вороны клюв толстый, а у синички (тонкий)
Учитель – логопед : Молодцы! Предлагаю в мячик поиграть, руки размять, слова ласково называть.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Птица- птичка, крыло - крылышко, лапа - лапка, хвост- хвостик, клюв - клювик, синица - синичка, голубь - голубок, воробей - воробушек, снегирь – снегирек, перо – перышко, зима – зимушка, ветка – веточка.
Учитель – логопед : Раз, два, три, четыре, пять, в птичек будем мы играть.
Физминутка (выполнять движения по тексту)
Птички прыгают, летают,
Птички крошки собирают.
Почесали клювики,
Крылышки почистили,
Сели, посидели
И на место улетели.
Стук в дверь. Входит Почтальон Печкин.
- Я, почтальон Печкин, принес письма и бандероль для ваших детей. Но я вам не отдам.
Учитель – логопед : А, что нам нужно сделать, чтобы вы отдали письма и бандероль.
Печкин: Отгадайте загадку.
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он (Голубь)
Печкин: А кто может рассказать про голубя.
Игра: «Опиши голубя по схеме» Цель: умение составлять описательный рассказ по схеме (один ребенок описывает голубя, используя мнемотаблицу)
( Примерный рассказ: Голубь – это небольшая зимующая птица. Цвет оперения белый или серо –голубой. У голубя есть голова, туловище, широкий хвост, два крыла, короткие лапы. Живет на чердаке дома. Любит семечки, ягоды, хлебные крошки, зерно)
Печкин: Молодец! Получите, распишитесь. (Уходит)
Учитель – логопед : Ребята, посмотрите, что в конвертах (разрезные картинки).
Игра: «Собери картинку» Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей, развивать мелкую моторику рук, умение дружно выполнять задания. (Дети собирают разрезные картинки). Молодцы!
4. Итог занятия :
Учитель – логопед : Ребята, о ком мы сегодня говорили? (ответы детей)
Как мы можем помочь пережить зиму пернатым друзьям? (рассказывает ребенок)
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку,
Ты не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Учитель – логопед : Молодцы! Ой, а про бандероль – то мы забыли (в бандероли кормушка, которую нужно собрать)
Рефлексия: Вам понравилось наше занятие? (ответы детей). Какое у вас настроение сейчас, выберите смайлик с таким настроением.
Дети прощаются и уходят в группу.