Елена Претцер
Конспект заседания педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительное рядом»
Цель: - приобретение практического опыта и навыков проведения экспериментов с физическими явлениями, а также для показательных экспериментов в досугах и развлечениях;
-создание условий для плодотворного общения участников ШМС в данной области с целью развития их творческого потенциала и распространения педагогического опыта.
Задачи:
Публикация «Конспект заседания педагогической мастерской ШМС „Мир открытий“ по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающие: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах детского экспериментирования в ДОУ, систематизировать их знания в вопросах диагностики исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Развивающие: развивать умения планировать работу по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками на примере опытов и экспериментов, проводимых педагогами ДОУ в разных возрастных группах.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе экспериментальной деятельности в условиях детского сада.
Практическая значимость: Данный мастер-класс поможет педагогам, правильно спланировать и провести диагностику исследовательской активности детей разных возрастных категорий дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
В ходе проведения мастер класса педагогам будут предложены фото и видеоматериалы демонстрации опытов и экспериментов, проводимые педагогам разных возрастных групп и ДОУ.
Педагогам предлагается:
-Рассылка материалов для педагогов «Диагностика исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», предложена схема работы по теме «Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду» (памятки, мультимедийная презентация, видеоролики);
- Просмотр видео фрагментов «Организация детского экспериментирования – из опыта работы»;
- Оценить работу мастер-класса и предоставленный материал в чате ZOOM-конференции по анкете обратной связи.
«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах.»
Ян Амос Коменский.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о результативности внедрения познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, которая определяется с помощью мониторинга, или как мы говорим - диагностики. Такая система позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате познавательно-исследовательской деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребенок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагога к использованию метода познавательно-исследовательской деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности в группе.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации познавательно-исследовательской деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, фиксирование данных в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы я предлагаю мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, которые необходимо проводить не менее двух раз в год
Я представляю вам мониторинги по исследовательской деятельности на предмет сформированности соответствующих умений и навыков в младших группах, а также диагностику исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой).
Все методики, таблицы и диагностические карты я представляю в отдельном документе.
Что такое опыт, эксперимент? Это, прежде всего, наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам и экспериментам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Строятся они на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытно-экспериментальной деятельности дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию некоторые опыты и эксперименты, которые проводились коллегами на разных возрастных группах в разных детских садах.
Представление опытно-экспериментальной деятельности педагогами разных ДОО.
Говоря о приобретении практического опыта и навыков проведения экспериментов с физическими явлениями, нельзя не сказать о показательных экспериментах в досугах и развлечениях.
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности
Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.
По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.
В рассылке я представлю некоторые развлечения и досуги для каждой возрастной группы, а вы сами сможете на основе ранее представленных опытов и экспериментов выстроить свой неповторимый праздник.
Для тех педагогов, кому данная тема очень близка, кто решил посвятить ей своё самообразование на ближайшее время, я представляю небольшую таблицу – подсказку:
Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду
Теоретический
этап самообразования • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
• Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста).
• Разработка календарно-тематического планирования.
Практический
этап самообразования • Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома.
• Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок.
• Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями.
• Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов).
• Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.
И в завершении нашей встречи и работы педагогической мастерской Школы Молодого Специалиста по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Мир открытий» мне очень важно Ваше мнение, важны Ваши отзывы и пожелания. Поэтому я предлагаю сейчас в чате ответить на вопросы анкеты обратной связи.
Анкета обратной связи для педагогов
Уважаемые коллеги!
Оцените, пожалуйста по пятибалльной шкале:
1. Актуальность данной темы для вас…
2. Доступность информации….
3. Возможность применять полученные знание на практике…
4. Ваши пожелания и предложения…
Спасибо!