Татьяна Коробкова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с русским народным костюмом
Цель: дать представление об истории и особенностях русского нацио-нального костюма. Формировать умениъе украшать одежду характерными деталями русского костюма.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русским народным костюмом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при рисовании, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Материалы и оборудование:
• Иллюстрации к сказкам;
• Кукла в русском народном костюме;
• Заготовки сарафанов и рубахи из бумаги;
• Одежда: рубаха, сарафан, передник, кокошник, платки, лапти, онучи;
• Цветные карандаши.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах;
• Разучивание русской народной игры «Плетень»;
• Разучивание русских народных потешек.
Индивидуальная работа:
• Разучивание русских потешек.
Словарная работа: рубаха, сарафан, передник, кокошник, лапти, онучи.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по - особенному. - Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла? - Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.
Дети: Откуда вы пришли, дорогая?
Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название - Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин - «сударь».
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью, спросите вежливо куклу, как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Дети: Как вас звать сударыня?
Кукла: Меня зовут Марьюшка - свет Васильевна.
Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?
Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.
Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.
Дети: Одета она в белую рубаху и сарафан до пят, на ногах - лапоточки плетенные, волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор - кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).
Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство.
Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами).
Воспитатель: Ребята! А теперь давайте немного отвлечемся, и устроим физкультминутку!
Физкультминутка: Рисовали, рисовали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
Воспитатель: Ребята запомните пословицы. Народная мудрость гласит:
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Без беды друга не узнаешь»
«Друг познается в беде»
Воспитатель: Ребята! А в каких книгах часто встречаются русские народные костюмы.
Конечно же в сказках. Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том чего на свете не бывает! Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу. Потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.
Давайте послушаем стихотворение о сказке.
У сказки чистая душа, как ручеек лесной
Она приходит не спеша, в прохладный час ночной
Родной народ ее творец, народ – хитрец, народ – мудрец
В нее мечту свою вложил, как золото в ларец.
Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие сказки знаете вы? (рассматриваем иллюстрации сказок, костюмы людей, их быт).
Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Плетень». Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.
Русская народная игра «Плетень».
Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.
Итог.
- Какие элементы русского народного костюма мы узнали?
- Что обозначали символы вышитые на одежде?
Ребята! Мы с вами сегодня и славно поработали, и весело поиграли.