Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Коробкова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с русским народным костюмом

Цель: дать представление об истории и особенностях русского нацио-нального костюма. Формировать умениъе украшать одежду характерными деталями русского костюма.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русским народным костюмом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при рисовании, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

Материалы и оборудование:

• Иллюстрации к сказкам;

• Кукла в русском народном костюме;

• Заготовки сарафанов и рубахи из бумаги;

• Одежда: рубаха, сарафан, передник, кокошник, платки, лапти, онучи;

• Цветные карандаши.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах;

• Разучивание русской народной игры «Плетень»;

• Разучивание русских народных потешек.

Индивидуальная работа:

• Разучивание русских потешек.

Словарная работа: рубаха, сарафан, передник, кокошник, лапти, онучи.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по - особенному. - Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла? - Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.

Дети: Откуда вы пришли, дорогая?

Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название - Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин - «сударь».

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью, спросите вежливо куклу, как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети: Как вас звать сударыня?

Кукла: Меня зовут Марьюшка - свет Васильевна.

Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?

Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.

Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Дети: Одета она в белую рубаху и сарафан до пят, на ногах - лапоточки плетенные, волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор - кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами).

Воспитатель: Ребята! А теперь давайте немного отвлечемся, и устроим физкультминутку!

Физкультминутка: Рисовали, рисовали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: Ребята запомните пословицы. Народная мудрость гласит:

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Без беды друга не узнаешь»

«Друг познается в беде»

Воспитатель: Ребята! А в каких книгах часто встречаются русские народные костюмы.

Конечно же в сказках. Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том чего на свете не бывает! Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу. Потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.

Давайте послушаем стихотворение о сказке.

У сказки чистая душа, как ручеек лесной

Она приходит не спеша, в прохладный час ночной

Родной народ ее творец, народ – хитрец, народ – мудрец

В нее мечту свою вложил, как золото в ларец.

Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие сказки знаете вы? (рассматриваем иллюстрации сказок, костюмы людей, их быт).

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Плетень». Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

Русская народная игра «Плетень».

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Итог.

- Какие элементы русского народного костюма мы узнали?

- Что обозначали символы вышитые на одежде?

Ребята! Мы с вами сегодня и славно поработали, и весело поиграли.

Публикации по теме:

«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.

Конспект итогового познавательного комбинированного занятия для детей 3-х лет «Путешествие по русским народным сказкам» Вид занятия: Познавательное (итоговое). Тип занятия: Комбинированное. Задачи 1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом» Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» Вид занятия: Познавательное. Тип занятия: Комбинированное. Задачи 1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку.

Конспект занятия по художественной литературе для детей старшей дошкольной группы «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект занятия по художественной литературе для детей старшей дошкольной группы «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для старшего дошкольного возраста «Знакомство с морскими жителями» «Воинский детский сад» - Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Отрадинская средняя общеобразовательная школа».

Проект по ознакомлению дошкольников с русским народным костюмом «Куклы в русских народных костюмах» Вид проекта: познавательно – продуктивный Участники проекта: • воспитатель • дети • родители воспитанников Актуальность: Несомненно,.

СОД с детьми среднего дошкольного возраста «Познавательное путешествие по русским народным сказкам» Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста. Представление о русском народном творчестве с использованием.

Знакомство дошкольников с народным костюмомЗнакомство дошкольников с народным костюмом Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом» Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 15:06
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коробкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД