Анна Петрикеева
«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи".
Программное содержание:
1)Расширять знание детей о художественных особенностях уральской росписи : познакомить их с разными вариантами её композиционного решения.
2)Продолжить развивать у детей навыки составления узора.
Публикация «„Знакомство с композицией уральской росписи“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
3)Упражнять детей в известных приёмах росписи масляными красками («оживки»).
Обогащение словаря: Схема, композиция.
Материал и пособие:
1. Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.
2. Набор вырезанных элементов росписи, тарелочки.
3. Фоновые карты (20х20см).
4. Круглые кисти (№2, стёкла (20х20см).
5. Масляные краски, салфетки, подсолнечное масло.
6. Фланелеграф.
7. Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, ложки, панно: большое и маленькие и пр.)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моём столе неожиданно появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достаёт схемы, показывает их детям.) Какие – то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривают схемы, составляют их, находят сходства и отличия по местоположению одинаковых элементов узора).
-Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и на вот этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)
-Вы правильно подметили: цветы росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны. Этот рисунок называется схемой росписи, то есть рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и другие элементы в росписи. У каждого узора элементы располагаются по – разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по – другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).
-Давайте поиграем: кто быстрее из вас найдёт в этой схеме две одинаковые по расположению элементов росписи. (Воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией.) Молодцы, такая роспись на двух круглых панно: большом и маленьком. Хотя цветы, листья, бутоны у этих панно разные по цвету и по форме (показ на сопоставление, но они расположены одинаково, по кругу.
-А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе», «Букет»). Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем она похожа? (Крупные цветы симметрично расположены внизу, выше их – цветы поменьше, на самом верху куста слева и справа – только мелкие бутоны.)
-Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определённом порядке (по кругу, в виде куста) называется «композицией». Такое слово используют художники. А сейчас вновь предлагаю поиграть. У вас на столах есть фоновые карты – листы (показ) и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов). Они собраны в конвертах. Чтобы их лучше видеть, высыпите их в тарелочки. А теперь слушайте задания: Я даю вам вот эту схему росписи, а вы на фоновых картах выложите из элементов узор с такой же композицией (даётся схема или с симметричной, или круговой композицией).
(Работа детей за столами. По окончании работы узоры рассматриваются всеми детьми. Выделяются особо интересные в цветном решении, но подчеркивается единая у всех композиция (или симметричная, или круговая.) Спросить отдельных детей, почему они выложили узор именно в таком порядке? После ответов сделать обобщение: потому что было дано задание выложить узор по определённой схеме.
А теперь ребята, попробуйте оживить свои узоры, которые вы выложили на фоновых картах. Возьмите стёкла и очень аккуратно, чтоб не сдвинуть элементы узора кладите их на фоновые квадраты. Получилось? А теперь масляной краской подрисуйте к узорам «оживочки». Вы не забыли: они похожи просто на стебельки, а ещё на стебельки, кончики которых похожи на утиные головки. (Полюбоваться работами, выделить особо удачные.)