Потапова Наталья
Знакомство дошкольников с народным костюмом
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия в старшей группе
«Знакомство с русским костюмом»
Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом на базе местного музея "Истории села Васильевское"
Задачи:
в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;
Публикация «Знакомство дошкольников с народным костюмом» размещена в разделах
в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную речь. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.
в области воспитания – прививать любовь к своей малой Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Методические приё мы:
Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения).
Форма организации занятия: фронтально.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии
Зрительный ряд: выставочный зал с народными костюмами (мужской, женский)
Предварительная работа: беседа о родном селе,посещение фольклорного праздника в школе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц.
Обогащение словарного запаса детей
Ход занятия.
1. Проводят занятие воспитатель и методист музея
Здравствуйте ребята!Для того, чтобы настроиться на отличную работу мы проведем нашу зарядку
упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура. Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений.)
Сегодня мы в гостях у хранительницы музея- Галины Алексеевны.
2. Под музыку входит методист музея
Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном,
проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.
- какие вы статные да ладные, обращается к детям :
Назовите одежду, в которую одеты вы? (Дети отвечают-джинсы,брюки,юбки,водолазка итд). А вот так одевались наши предки (Показ одежды представленный в коллекции музея. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т. е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*., считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак –«что ж ты распоясался?»,считалось позором если женщина была без головного убора- пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим из какой ткани сделаны ваша одежда и одежда наших предков (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям.)
Переходим в зал с экспонатами:ткацкий станок,прялка.
Дети,теперь мы с вами попробуем, как раньше пряли, ткали,а для этого приготовим ваши пальчики для работы.
Упражнение «колечки» -Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.
Упражнение «ленточки», модификация «двойных рисунков»- повышаются внимание и собранность
1. Воспитатель спасибо Галина Алексеевна. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора отдохнуть.
2. Физкультминутка
Мы красиво нарядились, (показывают наряды)
Вкруг себя оборотились, (повернулись)
Вышли песенки попеть, (упражнение –зевота, удаляющее напряжение.)
На людей посмотреть.
Вышли дружно поиграть, (упражнение – помпа)
Себя людям показать.
3 Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).
- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?
Лапоть, сапог, туфля, поршень.
Лавка, стул, сундук, люлька.
Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.
Теремок, изба, дворец, высотный дом.
Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.
Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.
6. Итог занятия. - Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие?Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Мы сегодня узнали много интересного о костюмах наших предков, о традициях и обычаях.
7. Сюрпризный момент.
Методист - приготовила нам угощение.
Выносит на подносе пряники и конфеты, угощает ими детей. (под музыку)