Галина Чекряк
Проект по ознакомлению дошкольников с русским народным костюмом «Куклы в русских народных костюмах»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – продуктивный
Участники проекта :
• воспитатель
• дети
• родители воспитанников
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с русским народным костюмом „Куклы в русских народных костюмах“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная составляющая традиционной культуры. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать ознакомление с историческим прошлым своего народа.
Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую, и увидеть каким удивительным разнообразием отличается одежда наших предков.
Этот проект значим для всех участников:
Дети: получают новые знания о русском народном костюме, учатся проявлять творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности, приобщаются к национальной культуре.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников, знакомить их с народным костюмом, упражнять в навыках рисования народного орнамента.
Родители: получают новые знания по теме проекта, расширяются возможности сотрудничества со своими детьми: применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Цель проекта :
Сформировать представления детей о русской народном костюме посредством познавательно – продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
• привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о русском народном костюме;
• расширять представления детей о старинном русском костюме нашей области и губернии России, посредством знакомства с куклами в русском народном костюме;
• знакомить с русскими народными промыслами (созданием элементов одежды, женским рукоделием, способами украшения, с символикой русского костюма);
• познакомить детей с русским народным костюмом, его характерными чертами (функциональность, комплектность, декоративность, конструктивность, развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности;
• развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольников;
• обогащать словарный запас дошкольников;
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
• воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за «золотые» руки русских мастеров.
Продолжительность проекта :
долгосрочный (3 года)
Сроки реализации: 2013 - 2016 учебный год
Предполагаемый результат:
• Пробуждение интереса к русскому народному костюму Белгородской области и губернии России.
• Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
• Повышение интереса к экскурсиям в музеи, библиотеку.
• Развитие интереса родителей при организации работы по ознакомлению с русским народным костюмом.
• Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов.
№ Мероприятия Цели Сроки
1 этап - подготовительный
1. Сбор информации из различных источников по теме Формирование компетентности педагога Сентябрь
2.
Разработка диагностического материала по теме. Диагностика уровня знаний детей.
Выявить уровень знаний и представлений у детей об истории русского народного костюма. Сентябрь
3. «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Октябрь
4. Подбор наглядного материала для организации работы с дошкольниками по теме проекта Создать условия для реализации проекта Октябрь
2 этап – основной
(1 год обучения дети 4-5 лет)
1.
Посещение детской библиотеки Познакомиться с познавательной литературой, рассказывающей об истории русского народного костюма Белгородской области и губерний России. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру. Ноябрь
2. Вводная беседа «Русский народный костюм»
Познакомить детей с особенностями русского костюма. Показать его символичность, дать представление, что костюм отражал тесную связь человека далекого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству. Ноябрь
3. Беседа
«Мотивы народного орнамента»
Познакомить детей с народным орнаментом, раскрыть характерные черты русских узоров. Знакомить со словами «народное искусство», «орнамент»; воспитывать интерес к народному орнаменту. Декабрь
4. Познание «Орнамент в русском народном костюме»
Закрепить знания детей об орнаменте. Уметь различать состав узоров, их композицию, расцветку, различать, кому предназначался орнамент – мужчине, женщине или ребенку. Декабрь
5. Дидактическая игра
«Найди растительный и геометрический орнамент» Знакомить детей с художественно-творческой деятельностью на основе русского растительного и геометрического орнамента. Учить детей называть растительный и геометрический орнамент.
Воспитывать интерес к народному творчеству Январь
6. Художественное творчество: рисование «Составляем красивый узор из геометрического орнамента» Учить детей передавать в рисунке элементы геометрического орнамента, использовать традиционные цвета. Упражнять в технике работы кистью. Развивать любознательность, формировать эстетический вкус, творческое воображение. Воспитывать чувства формы, ритма и симметрии. Январь
7. Познание «Куклы в народных костюмах»
Продолжать знакомить детей с историей русской одежды, с особенностями внешнего вида (с использование кукол из мини-музея группы). Продолжать знакомить детей с названиями элементов костюма. Формировать у детей познавательный интерес к народному костюму губернии России. Февраль
8. Художественное творчество: рисование «Составляем красивый узор из растительного орнамента» Учить детей передавать в рисунке элементы растительного орнамента, использовать традиционные цвета. Упражнять в технике работы кистью. Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать интерес к народному орнаменту. Февраль
9. Развлечение совместно с
родителями «Масленица» Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, прививать духовный, творческий патриотизм, любовь к Родине. Воспитывать интерес к традициям русского народа. Развивать силу, быстроту, меткость, ловкость, используя подвижные игры, малые фольклорные жанры. Март
10. Художественное творчество: рисование «Вышьем рубашку фломастером» Воспитывать наблюдательность в процессе рассматривания вышивок. Формировать интерес к орнаментации изделий народных мастерить. Побуждать к имитации вышивки «тамбур» с помощью составления узоров из непрерывных линий. Март
11. Создание альбома
«Растительный орнамент в русском народном костюме» Побудить детей и родителей принять активное участие в создании альбома. Воспитывать у детей и родителей интерес к русскому народному костюму. Апрель
12. Дидактическая игра
«Выставка народного костюма»
Определить знания детей о русском народном костюме. Выяснить возможности ребёнка в умении узнавать и различать геометрический и растительный орнамент. Закреплять знания детей об элементах народного костюма (рубаха, сарафан, понёва, передник и т. д.) Апрель
13. Создание альбома
«Геометрический орнамент в русском народном костюме» Побудить детей и родителей принять активное участие в создании альбома. Создать условия для творческого взаимодействия родителей и детей. Воспитывать у детей интерес к знакомству с народным костюмом. Май
14. Развлечение
«Сказочный мир русского костюма»
Познакомить с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном костюме. Загадывание загадок о народном костюме, предметах крестьянского труда и быта. Май
(2 год обучения дети 5-6 лет)
1. Беседа «Праздничный костюм Воронежской и Смоленской губерний» Знакомить детей с куклами в праздничном костюме Воронежской и Смоленской губерний. Обратить внимание на особенности костюма. Знакомить с названиями элементов народного костюма, с орнаментом костюма. Сентябрь
2. Чтение художественной литературы
«Русский костюм и сказки»
Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Способствовать развитию речи. Воспитывать интерес и уважение к русскому народному творчеству. Сентябрь
3. Художественное творчество: аппликация
«Красивые узоры» Развивать умение детей составлять из элементов растительного и геометрического орнамента красивые узоры; сочетать элементы по цвету, форме, расположению; напомнить знакомые приёмы наклеивания; воспитывать интерес к художественному творчеству. Октябрь
4. Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» Закреплять знания детей о русской народной одежде. Побуждать детей знакомиться с народным костюмом в игровой форме, разыгрывать сюжет. Развивать творческие способности детей. Октябрь
5. Беседа
«Русский народный костюм Губкинского района» Знакомить детей с народным костюмом Губкинского района села Корочка. Познакомить с названием элементов костюма. Расширять знания детей о народном костюме родного края. Ноябрь
6. Познание
«Русская деревня» Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным русским истокам. Ноябрь
7. Беседа «Зимний костюм Московской губернии» Знакомить детей с куклой в зимнем костюме Московской губернии. Обратить внимание на особенности костюма. Знакомить с названиями элементов костюма. Декабрь
8. Дидактическая игра
«Собери народный костюм губерний России»
Знакомить детей с народным костюмом России, его особенностями и многообразием, присущим различным губерниям. Учить собирать элементы народного костюма, называть предметы костюма. Дать представление о множестве губерний России. Воспитывать интерес к народным традициям. Декабрь
9. Беседа «Повседневный костюм Пермской губернии» Знакомить детей с куклой в повседневном костюме Пермской губернии. Обратить внимание на особенности костюма. Знакомить с названиями элементов костюма. Учить детей видеть разницу между костюмами губерний России. Январь
10. Познание
«Сравнение русского народного костюма праздничного и повседневного» Учить детей сравнивать праздничный и повседневный русский народный костюм. Развивать мышление, память. Формировать познавательный интерес к народному творчеству, через знакомство с куклами в русских народных костюмах. Январь
11. Развлечение совместно с
родителями «Посиделки рукодельниц» Формировать интерес к орнаментации изделий народных мастериц. Побуждать к имитации вышивки с помощью составления узоров из геометрических фигур. Февраль
12. Художественное творчество: рисование
«Русский праздничный сарафан» Закрепить знания детей об особенностях русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Учить «проектировать» свои костюмы на больших листах бумаги. Совершенствовать умение располагать орнамент по правилам композиции в различных формах – полосе, квадрате, ромбе. Продолжать знакомить с понятием ритма. Развивать творческую активность детей. Февраль
13. Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас?» Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел русский народный костюм раньше и как выглядит сейчас. Воспитывать уважение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. Март
14. Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки. Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок. Март
15. Беседа
«Летний костюм Вологодской, Тульской, Костромской, Рязанской, губерний» Знакомить детей с куклами в летних костюмах губерний. Знакомить с названиями элементов костюма, с орнаментом костюма. Обратить внимание на индивидуальные особенности летних костюмов разных губерний. Апрель
16. Познание «Женский головной убор» Познакомить детей с многообразием женского головного убора (кокошник, кичка, платок и т. д). Расширять знания детей. Воспитывать интерес к народному костюму. Апрель
17. Художественное творчество: рисование
«Роспись головного убора» Закреплять умение детей узнавать русский народный орнамент по его элементам и цветовой окраске. Совершенствовать умение располагать орнамент по правилам композиции в различных формах – полосе, квадрате, ромбе. Развивать творческую активность детей. Май
18 Викторина
«Поэзия
русского народного
костюма» Развитие у детей знаний о русском народном костюме губерний России, творческих способностей, воспитание любви, уважения и доброты к родному краю.
В ходе викторины воспитатель предлагает детям ряд творческих заданий: «Назовите элементы русского народного костюма», «Кто быстрее подберет узор к женскому головному убору», «Кто быстрее украсит сарафан растительным орнаментом», «Кто быстрее украсит сарафан геометрическим орнаментом». Май
(3 год обучения дети 6-7лет)
1. Беседа «Свадебный костюм Псковской губернии» Познакомить детей с особенностями внешнего вида свадебного костюма, расширить представление детей о народной одежде, которую носили наши предки (детали костюма, материалы, способы украшения). Пробудить интерес к народным традициям празднования свадьбы. Развивать у детей национальное самосознание; эстетическое восприятие.
Сентябрь
2. Художественное творчество: аппликация
«Образ русской красавицы» Закреплять умения детей украшать женский силуэт русским платьем; формировать навыки работы с ножницами, клеем; воспитывать интерес к русскому народному костюму. Сентябрь
3. Развлечение
«Путешествие в страну костюма
губерний России» Закрепление у детей знаний о народных костюмах губерний России. Формировать понимание трудовой деятельности человека как созидателя, носителя и проводника духовной культуры. Воспитывать уважение к национальному культурному наследию. Октябрь
4. Познание «Украшения к русскому народному костюму» Познакомить детей с украшениями к русскому народному костюму. Активизировать словарь детей (гайтан, ожерелье, колты, пясы, орлики, грибатка, монисто) Октябрь
5. Дидактическая игра «Белгородская красавица»
Знакомить детей с русским народным костюмом Белгородчины, его особенностями и многообразием, присущим различным районам Белгородской области. Формировать интерес к народной вышивке, желание рассматривать и любоваться ею. Воспитывать интерес к народным традициям Белгородчины. Ноябрь
6. Познание «Сравнение праздничного костюма Калужской губернии и донской казачки» Знакомить детей с куклами в праздничном костюме Калужской губернии и донской казачки. Обратить внимание на особенности костюма, сравнить орнаменты, найти отличия. Ноябрь
7. Художественное творчество: рисование
«Красивые серьги для Василисы»
Научить детей использовать русский узор в украшениях. Развивать творчество, умение передать и сохранить в своей работе элементы русского узора. Воспитывать интерес к истории и культуре своего народа. Декабрь
8. Беседа «Зимний костюм Архангельской губерний» Знакомить детей с куклой в зимнем костюме Архангельской губернии. Обратить внимание на особенности костюма. Знакомить с названиями элементов костюма. Декабрь
9. Святочные посиделки с родителями
«Святочные посиделки»
Познакомить с ролью русского костюма в праздновании Святок. Закрепить знания детей о рождественских праздниках, их обычаях и традициях. Вводить в словарь следующие понятия: посиделки, колядки, рождество, святки, сочиво, кутья, ряженые. Воспитывать интерес к русской обрядовой культуре. Январь
10. Художественное творчество: рисование с элементами аппликации
«Рисование одежды в натуральную величину» Учить «проектировать» свои костюмы на больших листах бумаги. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения (освоение детьми характерных элементов, колорита узоров, воспитывать при этом чувства формы, ритма и симметрии. Развивать творческую активность детей. Январь
11. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у портного» Систематизировать знания детей о пошиве русского народного костюма. Учить разыгрывать сюжет, готовить атрибуты. Воспитывать уважительное и бережное отношение к народному костюму. Февраль
12. Художественное творчество: рисование
«Современный костюм с использование элементов русского народного костюма» Развивать творческие способности детей, мышление, воображение. Закреплять знания о русском народном костюме, орнаменте, цвете. Закреплять знания принципа построения орнамента (повторение, чередование, симметрия).
Февраль
13. Познание «Образ русской женщины глазами художников»
Оживить в памяти детей впечатления от беседы, выявить объем и качество запомнившегося детям рассказанного материала. Помочь детям увидеть русский костюм на репродукциях картин русских художников. Март
14. Викторина «Знатоки русского народного костюма» Закрепить знания детей о русском народном костюме. Активизировать мышление, творческие способности детей. Формировать активность детей. Март
3 этап - заключительный
1. ООД
«Русский народный костюм губерний России» Определить объём знаний на заключительном этапе проекта. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Побуждать детей к дальнейшему знакомству с русским народным костюмом. Апрель
2. Фотовыставка «Русский народный костюм» Совместно с родителями организовать фотовыставку. Апрель
3.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей. Май
4. Презентация для родителей и педагогов. Май