Линнова Анна
Конспект занятия «Жизнь на Руси» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Жизнь на Руси»
Возраст воспитанников: старшая группа.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Публикация «Конспект занятия „Жизнь на Руси“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.
• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.
• Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, обогащать словарный запас.
• Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.
Материалы и оборудование: мультимедиа, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Четвертый лишний?». Русские народные сказки», русские народные музыкальные инструменты, деревянные ложки, платочки, русский народные костюмы.
Предварительная работа: проведение праздника «Масленица», проведение разлечения «Колядки», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские народные костюмы».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Дети находятся в группе, воспитатель заходит в группу в русском народном костюме. Обращает внимание детей на костюм.
- Ребята, сегодня я решила одеться необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник).
Кокошник от слова «кокоша» - значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.
— Предлагаю посмотреть, как одевались мужчины и дети на Руси.
(Презентация)
Мужская рубашка называлась косоворотка. А кто - нибудь знает почему она так называлась? Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.
(Презентация)
Вот мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.
- Как люди жили раньше,как выглядели их дома? Раньше Русь считалась и называлась деревянная, как вы думаете почему?
— Как раньше назывались дома? (избами) Раньше дома строили из дерева и называли их избами.
(Показ слайдов с изображением различных русских изб)
В избе была одна комната – горница.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Сейчас я предлагаю вам посетить миниатюрную горницу и посмотреть что же в ней находится
Как вам такая идея?
(возле горницы сидит домовенок Кузя)
— Кто это? (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.
- В горнице находится очень много интересных и старинных предметов. (обращает внимание, что здесь много старинных предметов,домашней утвари) Русские люди придумали про все эти предметы загадки.
Попробуем отгадать загадку и найти этот предмет?
1 загадка:
Дрова кушает
Зубов не имеет,
Теплом своим
Весь дом греет! (Печь)
— Печь была в каждой избе. Русская печь многофункциональна. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Ее использовали для разных нужд от обогрева и приготовления пищи и до сна на ней и даже для мытья. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Теплые ниши использовались для обогрева белья, посуды, одежды.
— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)
2 загадка:
Двое купаются,
Третий валяется;
Двое вышли,
На третьего повисли.
(Ведра, коромысло)
— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (ответы детей)
3 загадка:
В печи стоит,закрытый крышкой…
Огонь ласкает твердый бок.
Печь освещает пламя вспышкой
Щи варит в печке… (Чугунок)
Чугунок – это посуда для варки и тушения пищи в русской печи. У него особая форма, суженный снизу и широкий в верхней части. Такая форма придается чугунку для удобства его использования в печи, специальным приспособлением, которое называется ухват.
4 загадка:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. (Самовар)
Самовар - это устройство для приготовления кипятка. Произошло название от слов «Сам варит».
5 загадка
Есть у бабушки – старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Все она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушке на даче
Ветхий, старенький (Сундук).
Сундук – обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.
(Рассматривают сундучок)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
- У меня тоже есть сундук. Сундук очень, очень старый и хранит себе много всего интересного. Кому интересно узнать,что лежит в нем?
Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Лото. четвертый лишний».
- Друзья, а на дне сундука лежит какой то конверт. Как вы думаете, что в нем?
Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание
- Вы не против, если я к вам присоединюсь?
Здорово! Вы справились с заданием!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
- Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Что Вам больше всего понравилось?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.